Главное меню
Полезные ссылки
рабочая программа по развитию речи для детей первого года обучения
1. Пояснительная записка
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Речевое развитие» (Литература) для детей 1 года обучения.
Программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Звёздочка» (далее – Программа), с учетом инновационной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (авторский коллектив: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофевой).
Содержание предполагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию коммуникативных навыков детей и овладению нормами речи. Основная форма реализации данной программы – 10 минут в процессе образовательной деятельности 1 раз в неделю, в совместной деятельности, в режимных моментах.
Основные цели и задачи: Цель: способствовать развитию речи и коммуникативных способностей детей.
Задачи:
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).
Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
- существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
- глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
- прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
- наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
2. Планируемые результаты
-Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
-Проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу.
-По вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4 простых предложений.
-Называет предметы и объекты ближайшего окружения.
-Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.
-Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него.
-Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.
3. Тематическое планирование
N занятия |
Название темы |
Цель |
Методическая литература |
|
1 |
МОНИТОРИНГ |
МОНИТОРИНГ |
МОНИТОРИНГ |
|
2 |
МОНИТОРИНГ |
МОНИТОРИНГ |
МОНИТОРИНГ |
|
3 |
Путешествие по территории участка. |
Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их. |
В.В. Гербова, стр.31 |
|
4 |
Путешествие по комнате. |
Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их. |
В.В. Гербова, стр.33 |
|
5 |
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий… |
Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость. |
В.В. Гербова, стр.33 |
|
Октябрь |
||||
5 |
«Про девочку Машу и Зайку-Длинное Ушко» |
Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой) |
В.В. Гербова, стр.34 |
|
6 |
Д/и «Поручения». Д/у «Вверх-вниз». |
Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх-вниз, научить отчетливо произносить их. |
В.В. Гербова, стр.37 |
|
7 |
Рассматривание сюжетных картин «В песочнице» |
Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечать на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи |
В.В. Гербова, стр.45 |
|
8 |
Рассматривание сюжетных картин «Возле большого пня» |
Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечать на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи |
В.В. Гербова, стр.44 |
|
Ноябрь |
||||
9 |
Рассматривание сюжетных картин «Спасаем мяч» |
Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечать на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи |
В.В. Гербова, стр.43 |
|
10 |
Рассматривание сюжетных картин. |
Помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы. |
В.В. Гербова, стр.51 |
|
11 |
Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка» |
Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что ей сказать (или др.родному человеку) |
В.В. Гербова, стр.50 |
|
12 |
Д/и «Это я придумал». |
Закрепить умение детей объединять действием 2-3 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи; |
В.В. Гербова, стр.48 |
|
Декабрь |
||||
13 |
Д/и на произношение звуков м-мь, п-пь, б-бь. Д/и «Кто ушел? Кто пришел?» |
Формировать умение четко произносить звуки м-мь, п-пь, б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание. |
В.В. Гербова, стр.56 |
|
14 |
Инсценирование сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?». |
Познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки. |
В.В. Гербова, стр.57 |
|
15 |
Рассматривание сюжетных картин |
Учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы |
В.В. Гербова, стр.61 |
|
16 |
Д/у на произношение звука ф. Д/и «Далеко-близко» |
Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука ф; учить произносить звукосочетания с различной громкостью; определять расстояние до наблюдаемого объекта и использовать в речи соответствующие слова. |
В.В. Гербова, стр.58 |
|
17 |
Д/у и игры с кубиками и кирпичиками. |
Упражнять детей в различении и назывании цветов (красный, синий, желтый), выполнении заданий воспитателя, рассчитанных на понимание речи и её активацию. |
В.В. Гербова, стр.49 |
|
Январь |
||||
18 |
Рассматривание иллюстраций В.Сутеева к сказке «Кто сказал «мяу»?»; |
Приучать детей рассматривать рисунки в книжках; рассказывать им о сверстниках, которые внимательно рассматривают иллюстрации. |
В.В. Гербова, стр.59 |
|
19 |
Д/и «Устроим кукле комнату». Д/у |
Упражнять детей в правильном назывании |
В.В. Гербова, стр.67 |
|
20 |
Игра «Кто позвал?». Д/и «это зима?» |
Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу. Рассматривать раздаточные картинки и объяснять, что на них изображено. |
В.В. Гербова, стр.65 |
|
Февраль |
||||
21 |
Рассказывание сказки «Теремок». |
Познакомить со сказкой «Теремок» |
В.В. Гербова, стр.70 |
|
22 |
Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата |
Учить детей следить за рассказом воспитателя: упражнять в отчетливом произношении звука Х (изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах) |
В.В. Гербова, стр.71 |
|
23 |
Рассматривание иллюстрации к сказке «Теремок». Д/у «Что я сделала?» |
Дать детям почувствовать на (интуитивном уровне) взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. Учит правильно называть действия, противоположные по значению |
В.В. Гербова, стр.73 |
|
Март |
||||
24 |
Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя».Д/и «Чья картина» |
Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях |
В.В. Гербова, стр.77 |
|
25 |
Рассматривание картины «Дети играют в кубики» |
Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного. |
В.В. Гербова, стр.78 |
|
26 |
Рассматривание сюжетной картины. |
Проанализировать: пытаются ли дети передавать содержание картины или в основном перечисляют предметы, действия; возросло ли число инициативных высказываний детей, стали ли они разнообразнее |
В.В. Гербова, стр.75 |
|
27 |
Игра-инсценировка «Как машина зверят катала» |
Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук Э, звукоподражание ЭЙ |
В.В. Гербова, стр.81 |
|
28 |
Д/у «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…». |
Привлечь внимание детей к новой игрушке; учить их рассказывать о том, как они будут играть с ней. |
В.В. Гербова, стр.85 |
|
Апрель |
||||
29 |
Рассматривание картин из серии «Домашние животные» |
Помочь детям увидеть различия между взрослыми и детенышами, обогащать и активировать словарь, развивать инициативную роль. |
В.В. Гербова, стр.86 |
|
30 |
Купание куклы Кати |
Помочь детям запомнить и употреблять в речи названия предметов,действий и качеств: таз, мыло, мыльница, полотенце; холодная, горячая, теплая (вода, красное, синее (ведерко); намыливать, смывать, вытирать |
В.В. Гербова, стр.87 |
|
31 |
Д/у «Выше-ниже, дальше-ближе» |
Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; развивать память |
В.В. Гербова, стр.53 |
|
32 |
Д/у «Так или не так?» |
Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить свое впечатление в речи. |
В.В. Гербова, стр.92 |
|
Май |
||||
33 |
Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Игра в цыплят. |
Продолжать детей рассматривать картину. |
В.В. Гербова, стр.90 |
|
34 |
Д/у «Как можно медвежонка порадовать?» |
Продолжать учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения. |
В.В. Гербова, стр.83 |
|
35 |
мониторинг |
|||
36 |
мониторинг |
|||
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Гербова В.В."Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 года. ФГОС"-M.-Мозаика-Синтез, 2018 ,112с.