Главное меню
Полезные ссылки
рабочая программа по ФЦКМ 6-7 лет лет
1.Пояснительная записка
В Программе содержание раздела « Формирование целостной картины мира» состоит из трех составляющих: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Мир природы.
Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Природное окружение. Экологическое воспитание. Цель раздела - ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
- Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
- Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
- Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
- Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.).
- Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.
- Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
- Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
- Развитие интереса к миру природы.
- Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.
2. Планируемые результаты освоения программы
• Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.).
• Знать, что предметы - это творение человеческой мысли.
- Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
- Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий (действий восприятия).
- Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
- Иметь представление об истории создания предметов.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.
- Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности - защищать Родину.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.
- Иметь первичные представления о школе, библиотеке.
- Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
- Иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
- Делать элементарные выводы и умозаключения.
- Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
- Определять происхождение рукотворных предметов.
- Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
- Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
Необходимо закреплять и углублять представления дошкольников о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах. Знакомить с растениями и животными родного края, занесенными в Красную книгу.
Объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.
Способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Формировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы); желание беречь природу. Знакомить с деятельностью людей по охране диких животных.
Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
Расширять представление о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные и др.
3. Тематическое планирование
№ООД |
Методическая литература |
Кол-во часов |
|||
Тема |
Цели |
||||
1.
|
«Дары осени» |
Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Закреплять знания об овощах, фруктах, грибах, орехах. Развивать любознательность и познавательную активность. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.33 |
1 |
|
2. |
«Предметы- помощники» |
ОЗ: Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшить качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять предмет. РЗ: Развивать речь, внимание. ВЗ: Воспитывать уважение к профессиям. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.28 |
1 |
|
3. |
« Почва и подземные обитатели» |
Расширять представления детей о почве и подземных обитателях. Развивать познавательную активность. Учить выдвигать предположения, проверять их и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.34 |
1 |
|
4. |
«Дружная семья» |
ОЗ: Обобщать и систематизировать представления детей о семье. Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким. Закреплять знания имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек. РЗ: Развивать речь. ВЗ: Воспитывать чувство гордости за свою семью, желание заботиться о близких. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.29 |
1 |
|
5. |
«Удивительные предметы» |
ОЗ: Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам). РЗ: Развивать интерес к познанию окружающего мира. ВЗ: Воспитывать аккуратность, уважение к труду людей |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.31 |
1 |
|
6. |
«Всемирный день защиты животных» |
Расширять представления о многообразии животных стран мира. Развивать желание беречь и защищать животных. Учить самостоятельно делать элементарные выводы. Развивать творчество и инициативу. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.37 |
1 |
|
7. |
«Как хорошо у нас в саду» |
ОЗ: Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. РЗ: Развивать речь. ВЗ: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.33 |
1 |
|
8. |
« Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу» |
Расширять представления об осенних изменениях в природе. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к природе. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.38 |
1 |
|
9. |
«Путешествие в прошлое книги» |
ОЗ: Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творческой деятельности человека. РЗ: Развивать речь, любознательность. ВЗ: Воспитывать бережное отношение к книгам. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.35 |
1 |
|
10. |
«Птицы нашего края» |
Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.40 |
1 |
|
11. |
«Школа. Учитель» |
ОЗ: Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя. Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя. Формировать интерес к школе. РЗ: Развивать речь. ВЗ: Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, формировать интерес к школе. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.36 |
1 |
|
12. |
«Наблюдение за живым объектом» |
Расширять представления детей о декоративных животных. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные умозаключения о повадках животных. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.43 |
1 |
|
13. |
«На выставке кожаных изделий» |
ОЗ: Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность. Вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира. РЗ: Развивать интерес к познанию окружающего мира. ВЗ: Воспитывать уважение к труду людей. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.39 |
1 |
|
14. |
« Животные водоёмов, морей, океанов» |
ОЗ. Расширять представления детей о многообразии животных водоёмов, морей, океанов. взаимосвязи .Формировать представления о взаимосвязи животных со средой обитания. РЗ. Развивать интерес к миру животных. ВЗ. Воспитывать интерес к животным, доброжелательное к ним отношение. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.48 |
1 |
|
15. |
«Путешествие в типографию» |
ОЗ: Познакомить детей с трудом работников типографии; с процессом создания и оформления книги. Показать значимость каждого компонента в получении результата. РЗ: Развивать речь. ВЗ: Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.40 |
1 |
|
16. |
« Животные зимой» |
ОЗ. Учить устанавливать взаимосвязь между растениями и животными в зимний период времени. РЗ. Обогащать знания детей о сезонных изменениях в природе, продолжить ознакомление с особенностями приспособления животных к среде обитания зимой. ВЗ. Подвести к пониманию того, что человек может помочь животным пережить зимний период. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.45 |
1 |
|
17. |
«Две вазы» |
ОЗ: Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, причинно- следственные связи между назначением, строением и материалом предмета. РЗ: Развивать интерес к познанию окружающего мира. ВЗ: Воспитывать умение работать сообща. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.42 |
1 |
|
18. |
« 11 января – день заповедников и национальных парков». |
ОЗ. Формировать представления о заповедниках. РЗ. Расширять представления о разнообразии природного мира, редких животных и растениях, занесённых в Красную книгу. ВЗ. . Воспитывать интерес к животным, доброжелательное к ним отношение. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.50 |
1 |
|
19. |
«Библиотека» |
ОЗ: Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. РЗ: Развивать речь, любознательность. ВЗ: Воспитывать бережное отношение к книгам. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.43 |
1 |
|
20. |
« Прохождение экологической тропы»(В помещении детского сада). |
ОЗ. Расширять представления о сезонных изменениях в природе в процессе прохождения экологической тропы в здании детского сада. РЗ. Развивать связную речь, любознательность и активность. ВЗ. Воспитывать бережное отношение к животным , желание ухаживать за теми, кого приручили.. |
А.О Соломеннико-ва. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.53 |
1 |
|
21. |
«В мире материалов» (викторина) |
ОЗ: Закреплять знания детей о различных материалах. РЗ: Развивать интерес к познанию окружающего мира. ВЗ: Воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарища. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.45 |
1 |
|
22. |
« Служебные собаки» |
ОЗ:Дать элементарные понятия о профессии кинолога. РЗ. Расширять представления детей о служебных собаках, о помощи, которую они могут оказывать человеку. ВЗ. Воспитывать бережное отношение к животным , желание ухаживать за теми, кого приручили. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.55 |
1 |
|
23. |
«Защитники Родины» |
ОЗ: Расширять знания детей о Российской армии; формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев. РЗ: Развивать речь. ВЗ: Воспитывать уважение защитникам Отечества, к памяти бойцов. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.46 |
1 |
|
24. |
«Огород на окне» |
ОЗ: Формировать представления о разнообразии растений и способах их посадки, устанавливать взаимосвязь между состояниями растений и условиями окружающей среды. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.57 |
1 |
|
25. |
«Знатоки» |
ОЗ: Закреплять представления детей о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека. РЗ: Развивать интерес к познанию окружающего мира. ВЗ: Воспитывать уважение к мнению других членов коллектива. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.47 |
1 |
|
26. |
« Полюбуйся : весна наступает…» |
ОЗ: Формировать представления детей о весенних изменениях в природе, воспитывать эстетическое отношение к природе средствами художественных произведений. ВЗ. Воспитывать интерес к художественно – творческой деятельности. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.58 |
1 |
|
27. |
«Моё Отечество- Россия» |
ОЗ: Формировать у детей интерес к получению знаний о России. Учить рассказывать об истории и культуре своего народа. РЗ: Развивать речь. ВЗ: Воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.49 |
1 |
|
28. |
« 22 марта – Всемирный день водных ресурсов». |
Расширять знания о значении воды в жизни всего живого. Формировать эстетическое отношение к природе. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.61 |
1 |
|
29. |
«Путешествие в прошлое счётных устройств» |
ОЗ: Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком. Активизировать познавательную деятельность. РЗ: Развивать интерес к познанию окружающего мира и ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира ВЗ: Воспитывать уважение к труду людей. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.51 |
1 |
|
30. |
« Знатоки природы» |
ОЗ. Расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира РЗ. Расширять познавательную активность , учить быстро находить ответ на поставленный вопрос. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.63 |
1 |
|
31. |
«Космос» |
ОЗ: Расширять представления детей о космосе, подводить к пониманию того, что освоение космоса- ключ к решению многих проблем на Земле. Рассказать о Ю.Гагарине и других героях космоса. РЗ: Развивать интерес к познанию окружающего мира. ВЗ: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.53 |
1 |
|
32. |
« 22 апреля –Международный день Земли» |
ОЗ. Расширять знания о том, что Земля – наш общий дом, жизнь человека во многом зависит от окружающей среды – чистого воздуха, почвы и воды. РЗ. Закреплять умения устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.65 |
1 |
|
33. |
«Путешествие в прошлое светофора» |
ОЗ: Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Активизировать познавательную деятельность. РЗ: Развивать интерес к познанию окружающего мира и ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. ВЗ: Воспитывать уважение к труду людей. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.54 |
1 |
|
34. |
« Прохождение экологической тропы» |
ОЗ: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе в процессе прохождения экологической тропы на участке детского сада. РЗ. Формировать желание вести наблюдения в природе. ВЗ.Воспитывать бережное отношение к природе. |
А.О Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» Стр.66 |
1 |
|
35. |
«К дедушке на ферму» |
ОЗ: Познакомить детей с новой профессией- фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. РЗ: Развивать понимании е целостного облика человека- труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. ВЗ: Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства. |
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.56 |
1 |