Главное меню
Полезные ссылки
рабочая программа по рр/обучение грамоте 6-7 лет
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» (Подготовка к обучению грамоте) определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Речевое развитие» для детей (от 6 до 7 лет).
Содержание предлагаемой программы направлено как на развитие личности ребенка в целом, так и способствует формированию грамматически правильной речи, звуковой культуры речи и овладению нормами речи.
Основная форма реализации данной программы – ООД – 30 минут 1 раз в неделю.
Основные цели и задачи.
Цель: воспитание осознанного отношения к языку, как особому объекту познания
Задачи:
¾ закреплять умение проводить звуковой анализ слова, последовательно вычленять все звуки в слове по порядку, дифференцировать звуки по их качественным характеристикам;
¾ закреплять умение определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;
¾ воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
¾ формировать сознательное освоение детьми таких понятий и явлений языка, как звуковой анализ слова, состав предложения, ударение, характеристика звука в слове;
¾ обучать детей некоторым умениям письменной речи.
--- обучать детей сознательному, правильному, плавному словосочетанию с постепенным переходом к чтению целыми слогами;
--- развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями;
--- формировать устную речь детей;
--- обогащать словарный запас;
--- развивать коммуникативные способности на основе общения.
2. Планируемые результаты освоения программы
В результате овладения программы достижения ребенка выражаются в следующем:
- Ребенок умеет образовывать сложные слова посредством слияния;
- Ребенок замечает грамматические ошибки в речи сверстников и исправляет их;
- Умеет проводить звуковой анализ четырех звуковых и пяти звуковых слов;
- Может интонационно выделять звуки в слове;
- Умеет составлять схему звукового состава слова;
- Умеет выделять ударный гласный звук в слове;
-хорошо владеть понятиями : «слово», «звук», «буква», «предложение».
- знать порядок букв и их названия(алфавит)
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно их проговаривать .
- проявлять интерес и любовь к чтению, родному языку.
- Ориентируется на листе, выполняет графический диктант;
- Умеет штриховать и обводить силуэты;
- Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает некоторые слова
3. Календарно-тематическоепланирование
№ НОД |
Тема |
Кол-во часов |
Цель/Задачи |
Методическая литература |
1 |
Гласный звук А, буква А. |
1 |
-определение места звука в словах аист, астра, луна, мак.»; - Деление слов на слоги. Условное обозначение слога.Игровая ситуация; - составлять предложение из двух слов, опираясь на схему. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 12 |
2 |
Гласный Звук и буква «У» |
1 |
- воспитание внимательного отношения к словам; - нахождение места звука в словах: утка, арбуз, кенгуру. - обогащение словаря пословицами и поговорками, упражнение в поиске «зерен смысла» в малых текстах народной мудрости; - составление маленьких слов из букв.; - развитие мелкой моторики. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 15 |
3 |
«Закрепление звуков А;У., соответственно –букв и слогов. |
1 |
- Дать понятие , что гласный , когда он один , образует слог. - соотнесение произносимых и составленных слов из разрезной азбуки большого формата со слоговой схемой.; - развитие фонематического слуха; - анализ звуков А.У.; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 18 |
4 |
«Гласный звук «О» |
1 |
- активизация словаря; - формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли; - развитие артикуляции и фонематического слуха; - знакомство с буквой «О; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
- Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 19 |
5 |
Звук и буква «М». Звуковой анализ буквы М. |
1 |
- Определение места звука в словах: мак, сумка, альбом. - формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли; - развитие артикуляции и фонематического слуха; - знакомство с буквой «М»; - развитие мелкой моторики; - упражнение в проведении звукового анализа слова «мак». |
- Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 22 |
6 |
Закрепление Звуков А.У.М.,О. |
1 |
- Закрепление звуков А.У.О,М. - формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли; - развитие артикуляции и фонематического слуха; - чтение и составление слогов по разрезной азбуке. - развитие мелкой моторики; - чтение по слоговым таблицам. |
- Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 24 |
7 |
Согласный звук «С», буква С. |
1 |
- развитие артикуляции и правильного фонационного дыхания; - активизация словаря; - определение места звука в трех позициях.. - знакомство с буквой «С»; - развитие мелкой моторики, глазомера, творческого воображения, памяти. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 26 |
8 |
Звук « Х» , буква Х, |
1 |
- формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение; - Знакоство с буквой «Х»; - знакомство со слогообразующей ролью гласных, закрепление представления о слоге; - Составление одного-двух предложений со словами сухо, сыро. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 30 |
9 |
Закрепление звуков и букв : А,У,О,М,С,Х, |
1 |
- формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение; - формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли; - Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; -учить называть слова с заданным звуком; - составлять прямые и обратные слоги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 32 |
10 |
Согласный звук [Ш] ([ш’]). Буква «Ш». Звуковой анализ слова «Маша». |
1 |
- формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение; - определение звука в словах: шарф, шапка, шубка.; - развитие фонематического восприятия через нахождение слов со звуками [Ш] -[ш’]; - знакомство с буквой «Ш»; -упражнение в проведении звукового слова «Маша»; - анализ слогов :ша, шо, шу,; са, су, со. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 34 |
11 |
Звук «К» буква К. Анализ звука, буквы. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. |
1 |
- Составление их из букв наборного полотна большого формата.; - Определение места звука в слове. - развитие фонематического восприятия через нахождение слов с заданными звуками]; - Закрепление звука К, буквы К. - формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
н. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 62 |
12 |
Звук «П» буква П. Артикуляционная гимнастика. Закрепление звука «П»(П) буквы Произношение и заучивание чистоговорок. |
1 |
-формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли; - узнавание согласных звуков; - звуковой анализ слов в игре «Заменим звук» ; - работа с разрезной азбукой. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр.79 |
13 |
Согласный звук [л] ([л’]), буква «Л». Закрепление понятия «предложение» |
1 |
- формирование умения точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы; - закрепление понятия «предложение», формирование умения графически «записывать» предложения в тетради, ориентироваться на листе бумаги; - развитие фонематического слуха - закрепление соотношения «звук-буква»; - знакомство с буквой «Л»; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 39 |
14 |
Гласный звук «Ы» , буква Ы. |
1 |
- формирование умения находить слова, точно оценивающие ситуацию; - находить место звука в двух позициях - продолжение обучения графически «записывать» предложения в тетради, ориентироваться на листе бумаги; - работа по разрезным азбукам; - составление схем предложений; -знакомство с буквой»». |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 45 |
15 |
Сопоставление звуков Р и Л. Артикуляционная гимнастика. |
1 |
- продолжать обучение детей звуковому анализу слов; - формирование умения подбирать к словам определения и слова, обозначающие действие; - Место звука в двух позициях; - выделение звука в словах; - чтение слогов, по слоговой таблице. -анализ слова «сосна» -составление трехбуквенных слов. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 45 |
16 |
Многозначные слова. Согласный звук [Н] (н’]), буква «Н». |
1 |
- формирование представления о различных значениях многозначного слова; - чтение слогов по магнитной азбуке с договариванием до целого слова.; - формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию; - Определение места звука в трех позициях.; - знакомство с буквой «Н; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 48 |
17 |
Согласный звук «Ж» .артикуляционная разминка. Характеристика звука «Ж» |
1 |
- закрепление звука «Ж» ; - формирование умения составлять предложения с заданными словами; - определение места звука в словах., - Звуковой и слоговой анализ слова. « жужжит»; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 103 |
18 |
Гласный звук «И» буква (И). Артикуляционная гимнастика. Анализ буквы. |
1 |
- интонационное выделение звука «И» в игре» Назови слово».; - формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам; - закрепление умения определять количество слогов ; - уточнение артикуляции звуков звук [И] , упражнение в их дифференциации; - знакомство с буквой «И»; - чтение слогов по слоговой таблице.; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 85 |
19 |
Звонкий согласный звук Б буква (Б) Отработка основных движений и положений губ, языка. |
1 |
- нахождение места звука всловах в двух позициях.; - знакомство с разными значениями слова «идти»; - формирование умения находить слова с противоположным значением; заканчивать простые и сложные предложения; - формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам; - интоннационное выделение звука «Б» в игре « Назови слова»; - чтение слогов по слоговой таблице . - Написание большой буквы Б.; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
. Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 109 |
20 |
Закрепление звука «Б» (Б) и «П» Сопоставление звуков. Артикуляционная разминка. |
- формирование умения подбирать слова, противоположные по смыслу, подбирать определения к заданным словам; - работа по разрезной азбуке.;составление слова «Боровик» - уточнение артикуляции звуков звуков [Б] и [П’]; - развивать умения составлять предложения с опорой на картину; Игра « Кто быстрей найдет свою команду» - учить дополнять простые нераспространеные предложения. - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
. Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 112 |
|
21 |
Обобщение пройденного. Гласные и согласные звуки. Интонационные знаки в конце предложения. |
1 |
- анализ гласных и согласных звуков.; - отличие гласных и согласныхзвуков; - развитие фонематического слуха; - продолжение формирования умения определять количество слов в предложении, составлять схему предложения; - чтение слогов по таблице.; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 60 |
22 |
Согласный звук [г] ([г’]), буква «Г». Звуковой анализ слова «голуби». |
1 |
- определение звука в двух позициях; - работа над многозначностью слова «Игла»; - продолжение работы по звуковому анализу слова «гора»; - Лексическая игра «Скажи в рифму»; - знакомство с буквой «Г»; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 116 |
23 |
Закрепление звука «Г» и буквы (Г). Сопоставление звуков Г и К. Артикуляционная гимнастика. |
1 |
- формирование умения различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом;игра « Скажи по другому» - продолжение работы по звуковому анализу слова; - формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 119 |
24 |
Согласный звук [д] ([д’]), буква «Д».Звонкий согласный звук «Д». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «дымок». |
1 |
- формирование умения объяснять оттенки значений глаголов и прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов; - обогащение словарного запаса; - продолжение работы по составлению схем коротких предложений; - знакомство с буквой «Д»; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 121 |
25 |
Согласный звук [ц] ([ц’]), буква «Ц». Звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложения. |
1 |
- формирование умения различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу; -формирование умения образовывать слова с разными смысловыми оттенками; - продолжение работы по звуковому анализу слова; - формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели; - обращение внимания на смысловую законченность предложения; - знакомство с буквой «Ц», развитие умения узнавать графический образ буквы; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 160 |
26 |
Согласный звук [ч], буква «Ч». Звуковой анализ слова «часики». Чистоговорки. |
1 |
- формирование умения использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения; - расширение представлений о многозначных глаголах,. - продолжение работы по звуковому анализу слова; - определение звука в слове в трех позициях. - акцентировать внимание на смысловой законченности предложения; - отработка четкой артикуляции; - знакомство с буквой «Ч»; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 162 |
27 |
Согласный звук [щ], буква «Щ». Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом. |
1 |
- формирование умения подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации; - уточнение артикуляции звука [щ]; - формирование умения находить в отдельных словах и предложениях заданную букву; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаг; |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 167 |
28 |
Согласный звук [ф] ([ф’]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «фиалки». |
1 |
- развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах; - продолжение работы по звуковому анализу слова; - формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели; - развитие фонематического слуха; - знакомство с буквой «Ф», - формирование правильного захвата орудия письма; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 169 |
29 |
Согласный звук [й], буква «Й». Звуковой анализ слова «чайник». |
1 |
- развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах; - способствование развитию внимания и фонематического слуха; - продолжение работы по звуковому анализу слова; - формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели; - развитие фонематического слуха; - знакомство с буквой «Й», - нахожденик места звука в словах в трех позициях.; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 127 |
30 |
Сочетание звуков [йэ], буква «Е». Звуковой анализ слова «лента». |
1 |
- развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах; - формирование умения детей слышать при произношении сочетание звуков [йэ]; - продолжение работы по звуковому анализу слова; - развитие фонематического слуха; - знакомство с буквой «Е»; - формирование правильного захвата орудия письма; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 138 |
31 |
Сочетание звуков [йа], буква «Я». Звуковой анализ слова «няня». |
1 |
- развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах; - закрепление знания о гласных звуках и об ударении; развитие фонематического слуха; - формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков [йа]; - продолжение работы по звуковому анализу слова; - формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели; - знакомство с буквой «Я»; - формирование правильного захвата орудия письма; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 144 |
32 |
Сочетание звуков [йу], буква «Ю». Звуковой анализ слова «клюшка». |
1 |
- акцентирование внимания на том, что некоторые слова не изменяются в речи; - упражнение в образовании форм глагола «хотеть» ( хочу-хочет, хотим-хотят); - формирование умения детей слышать при произношении сочетание звуков [йу]; - продолжение работы по звуковому анализу слова; -формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели; - развитие фонематического слуха; - знакомство с буквой «Ю»; - формирование правильного захвата орудия письма; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 144 |
33 |
Сочетание звуков [йо], буква «Ё». Звуковой анализ слова «звёзды». |
1 |
- определение звука в трех позициях; - упражнение в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа имен существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); - формирование умения детей слышать при произношении сочетание звуков [йо]; - продолжение работы по звуковому анализу слова; - чтение слогов по слоговой таблице; - развитие фонематического слуха; - знакомство с буквой «Ё»; - формирование правильного захвата орудия письма; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 154 |
34 |
Буква «Ь» -показатель мягкости в конце слога или слова. Сопоставление слов на слух.. |
1 |
- развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах; - знакомство с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков; - упражнение в нахождении этих букв в словах и тексте; - развитие фонематического слуха; - знакомство с буквой «Ь»; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 131 |
35 |
Алфавит (закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. |
1 |
- закрепление представления о слове как единице языка ( слово звучит; длинные и короткие по звучанию слова); - формирование умения произносить чистоговорку в разном темпе, с разной силой голоса; - формирование умения самостоятельно составлять короткие загадки-описания, принимать участие в сочинении; - формирование умения самостоятельно составлять предложения; - знакомство с понятием «алфавит»; - развитие фонематического слуха; - закрепление образов букв; - развитие тактильных ощущений; - развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. |
36 |
Гласный звук Э, буква (Э) |
1 |
- нахождение звука в слове в трех позициях; -составление слов по разрезной азбуке; - упражнять детей в чтении слов разной структуры; -учить связно описывать предмет; -развитие фонематического слуха. Кн. «Обучение грамоте» Н.В. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 131 |
37 |
Закрепление пройденного материала По основным единицам речи: звуку, слову, предложению. |
1 |
- упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений ; -поветсвовательных, вопросительных, восклицательных; - пробуждать интерес к слову; - развивать фонематический слух; - формирование умения произносить чистоговорки в разном темпе , с разной силой голоса; -закрепление образов букв. |
Кн. «Обучение грамоте» Н.В. Нечаева стр. 180 |