Главное меню
Полезные ссылки
рабочая программа по формированию целостной картины мира для детей третьего года обучения 4-5 лет
1.Пояснительная записка
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Предметное и социальное окружение.
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала(корпус машин— из металла, шины— из резины и т. п.). Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Расширять знания детей об общественном транспорте(автобус, поезд, самолет, теплоход).
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
Через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями(театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Расширять представления о профессиях.
Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
Ознакомление с природой.
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы(аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).
Знакомить с представителями класса пресмыкающихся(ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения(у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых(муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами(помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами(малина, смородина, крыжовник), с грибами(маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях(бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев(елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок(ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений(воздух, вода, питание и т. п.).
Развивать умение детей замечать изменения в природе.
Рассказывать детям об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения:
Осень. Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды) ; птицы улетают на юг.
Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы(похолодало— исчезли: бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Зима. Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать к участию в зимних забавах: катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.
Весна. Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны(солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.
Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Реализация рабочей программы осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности.
Целевые ориентиры:
• называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и
качества, доступные для восприятия и обследования;
• проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели(не имеют) возможности видеть;
• с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в
частности направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей(взрослого, ребенка);
• составить рассказ о своем родном городе(поселке, селе);
• рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию(стать милиционером, пожарным, военным и т. п.);
• знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;
• участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими
познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;
• рассказать о сезонных изменениях природы.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности
детей;
- формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности;
- создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности;
- привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.
Целевые ориентиры:
• самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;
• составлять план исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;
• сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
2.Планируемые результаты освоения программы
К концу года дети могут:,
-иметь представления о некоторых погодных явлениях, определять и называть состояние погоды,
-называть времена года в правильной последовательности
-выделять сезонные изменения в живой и неживой природе
-иметь элементарные представления о природном многообразии Земли
иметь представление о простейшей классификации растительного мира (деревья, цветы, овощи, фрукты, ягоды), узнавать и называть некоторые растения и называть основные части растений
3. Тематическое планирование
Номер занятия |
Тема |
цели |
Методическая литература |
|
Расскажи о любимых предметах |
Закреплять детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать умение слушать, не перебивать товарищей. |
О. В. Дыбина кн. « Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа» стр. 18. |
|
Что нам осень принесла? |
Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов. Развивать активную речь, воспитывать интерес к природе. |
Соломенникова О.А. Средняя группа стр.28. |
|
Моя семья. |
Ввести понятие « семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын( дочь), внук ( внучка), брат ( сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. |
Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 19 |
|
У медведя во бору грибы, ягоды беру. |
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса, грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. Развивать связную речь, память, мышление. Воспитывать любовь к природе. |
О.А. Соломенникова стр. 30. |
Тема |
цели |
Методическая литература |
|
|
Петрушка идет трудиться. |
Учить детей группировать предметы по назначению, закреплять название профессий, воспитывать желание помогать взрослым . |
Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 21 |
|
Прохождение экологической тропы. |
Расширять представлении детей о осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы осенью. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарное представление о взаимодействии человека и природы. |
Кн.»Ознакомление с природой в д/ саду» О. А. Соломенникова стр 33. |
|
Мои друзья. |
Формировать понятия « друг», « дружба». Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Побуждать к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. |
Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 24 |
|
Знакомство с декоративными пиццами. |
Дать представления о декоративных птицах. Показать особенности их содержания. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями и животными. |
О. А. Соломенникова стр. 36. |
|
Петрушка идет рисовать. |
Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность. |
О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 26 |
|
Осенние посиделки. |
Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять знания о жизни домашних животных зимой. Формировать желание заботиться о них |
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» стр.38. |
|
Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь. |
Уточнить знания детей о детском саде. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. |
О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 27 |
|
Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу. |
Дать представление о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. |
О. А. Соломенникова стр.41 |
|
Петрушка – физкультурник. |
Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнять знания о видах спорта спортивного оборудования. Развивать наблюдательность и память. |
О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 28 |
|
Дежурство в уголке природы. |
Познакомить с понятием « Уголок природы», учить вести совместную работу по уходу за растениями в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к животным. |
О. А. Соломенникова стр.43. |
|
Целевая прогулка « Что такое « улица». |
Формировать знания об улице; обратить внимание на различные постройки. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад. Объяснить , как важно знать свой адрес. |
О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 31 |
|
Почему растаяла Снегурочка? |
Расширять знания о свойствах воды, снега и льда . Учить устанавливать причинно – следственные связи : снег в тепле тает, превращается в воду; на морозе водв замерзает и превращается в лед. |
О. А. Соломенникова стр. 45. |
|
Узнай о себе, воздушный шарик. |
Познакомить со свойствами и качествами резины. Устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. Развивать любознательность и мышление . |
О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 33 |
|
Стайка снегирей на ветках рябины. |
Расширять представления о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами. |
О. А. Соломенникова стр. 48. |
|
Замечательный врач. |
Познакомить с трудом врача, медместры. Упражнять в назывании сотрудников ДОУ по имени и отчеству. |
О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 34 |
В гости к деду Природоведу. |
Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. |
О. А. Соломенникова стр. 50. |
|
|
В мире стекла |
Помочь детям выявить свойства стекла(прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к вещам |
О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 36 |
|
Рассматривание кролика. |
Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным. Развивать связную речь. Воспитывать любовь и заботу о животных. |
О. А. Соломенникова стр.53. |
|
Наша армия. |
Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие«защитника Отечества». Познакомить детей с некоторыми военными профессиями(моряки, танкисты, летчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов. |
. О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 37 |
|
Посадка лука. |
Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения(почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. Воспитывать любовь к природе. |
О. А. Соломенникова стр. 54. |
|
В мире пластмассы. |
Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы(гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. |
О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 40 |
|
Мир комнатных растений. |
Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. Воспитывать любовь и заботу за растениями. |
О. А. Соломенникова стр. 57. |
|
В гостях у музыкального руководителя. |
Познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Подвести к пониманию целостного образа музыкального руководителя. Развивать эмоционального доброжелательное отношение к нему. |
О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 41 |
|
В гости к хозяйке луга. |
Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых. Воспитывать любовь к природе. |
О. А. Соломенникова стр. 59. |
|
Путешествие в прошлое кресла. |
Знакомить детей с назначением домашнего обихода(табурет, стул, кресло). Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни. Развивать ретроспективный взгляд на предметы, интерес к предметам рукотворного мира. Учить определять некоторые особенности предмета (части, форма). Воспитывать бережное отношение к вещам. |
О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 43 |
|
Поможем Незнайке вылепить посуду. |
Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины. Развивать мелкую моторику рук, память, мышление. Воспитывать взаимовыручку. |
О. А. Соломенникова стр.64. |
|
Мой город. |
Продолжать закреплять знания детей названия родного города(поселка), знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город(поселок), очень старались и хорошо выполнили свою работу. Воспитывать чувство гордости за свой город(поселок). |
О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 47 |
|
Экологическая тропа весной. |
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Закрепить знания о деревьях, птиц. Воспитывать любовь к природе. |
О. А. Соломенникова стр. 66. |
|
Путешествие в прошлое одежды. |
Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды. Воспитывать бережное отношение к вещам. |
О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 48 |
|
Диагностическое задание №1,2. |
Выявить представления об овощах и фруктах о растениях. |
О. А. Соломенникова стр.69 – 70. |
|
Наш любимый плотник. |
Продолжать знакомить детей с трудом сотрудников детского сада(с трудом плотника). Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду |
О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным стр 49окружением» средняя гр. Стр. 70-71 |
|
Диагностическое задание №3,4. |
Выявить представления о домашних и диких животных; о свойствах песка, воды и льда. |
О. А. Соломенникова стр.45. |
|
Закрепление пройденного материала |
Закреплять умения детей группировать предметы по материал, из которого они сделаны.; воспитывать наблюдательность, внимание. Побуждать детей правильно называть объекты природного и рукотворного мира. |
О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 70-71 |
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. О. А. Соломенникова, Ознакомление с природой в детском саду, Издательство Мозаика-Синтез, Москва2015г.
2. О. В. Дыбина, Ознакомление с предметным и социальным окружением, Издательство Мозаика-Синтез, Москва2015г.
3. З.А. Ефанова «Комплексные занятия по программе«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А