"ДЕТСКИЙ САД "ЗВЁЗДОЧКА"

МАДОУ "ЗВЁЗДОЧКА"

Главное меню

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

рабочая программа по формированию целостной картины мира для детей третьего года обучения 4-5 лет

fckm3god.jpg

 

1.Пояснительная записка

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Предметное и социальное окружение.

     Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

     Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.

     Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала(корпус машин— из металла, шины— из резины и т. п.). Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

     Расширять знания детей об общественном транспорте(автобус, поезд, самолет, теплоход).

     Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

     Через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями(театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.

     Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Расширять представления о профессиях.

     Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

     Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

Ознакомление с природой.

     Расширять представления детей о природе.

     Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы(аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).

       Знакомить с представителями класса пресмыкающихся(ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения(у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

       Расширять представления детей о некоторых насекомых(муравей, бабочка, жук, божья коровка).

       Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами(помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами(малина, смородина, крыжовник), с грибами(маслята, опята, сыроежки и др.).

       Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях(бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

       Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев(елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.

       Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок(ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

       Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений(воздух, вода, питание и т. п.).

       Развивать умение детей замечать изменения в природе.

       Рассказывать детям об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения:

Осень. Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды) ; птицы улетают на юг.

     Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы(похолодало— исчезли: бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Зима. Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

     Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы.

     Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.

     Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

     Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.

     Привлекать к участию в зимних забавах: катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.

     Весна. Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны(солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).

     Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

     Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.

Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

     В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.

     Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

     Реализация рабочей программы осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности.

Целевые ориентиры:

• называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и

качества, доступные для восприятия и обследования;

• проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели(не имеют) возможности видеть;

• с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в

частности направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей(взрослого, ребенка);

• составить рассказ о своем родном городе(поселке, селе);

• рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию(стать милиционером, пожарным, военным и т. п.);

• знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;

• участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими

познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;

• рассказать о сезонных изменениях природы.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

- создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности

детей;

- формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности;

- создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности;

- привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.

Целевые ориентиры:

• самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;

• составлять план исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;

• сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

2.Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети могут:,

-иметь представления о некоторых погодных явлениях, определять и называть состояние погоды,

-называть времена года в правильной последовательности

-выделять сезонные изменения в живой и неживой природе

-иметь элементарные представления о природном многообразии Земли

иметь представление о простейшей классификации растительного мира (деревья, цветы, овощи, фрукты, ягоды), узнавать и называть некоторые растения и называть основные части растений

3. Тематическое планирование

Номер занятия

         Тема

                                           цели

Методическая   литература

  1. 1.

Расскажи о любимых предметах

Закреплять детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать умение слушать, не перебивать товарищей.

О. В. Дыбина кн.

« Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа» стр. 18.

  1. 2.

Что нам осень принесла?

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов. Развивать активную речь, воспитывать интерес к природе.

Соломенникова О.А.

Средняя группа стр.28.

  1. 3.

Моя семья.

Ввести понятие « семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын( дочь), внук ( внучка), брат ( сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 19

  1. 4.

У медведя во бору грибы, ягоды беру.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса, грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. Развивать связную речь, память, мышление. Воспитывать любовь к природе.

О.А. Соломенникова стр. 30.

 

 

 

       Тема

                                цели

  Методическая литература

  1. 5.

Петрушка идет трудиться.

Учить детей группировать предметы по назначению, закреплять название профессий, воспитывать желание помогать взрослым .

Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 21

  1. 6.

Прохождение экологической тропы.

Расширять представлении детей о осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы осенью. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарное представление о взаимодействии человека и природы.

Кн.»Ознакомление с природой в д/ саду»

О. А. Соломенникова стр 33.

  1. 7.

Мои друзья.

Формировать понятия « друг», « дружба». Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Побуждать к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 24

  1. 8.

Знакомство с декоративными пиццами.

Дать представления о декоративных птицах. Показать особенности их содержания. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями и животными.

О. А. Соломенникова стр. 36.

  1. 9.

Петрушка идет рисовать.

Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 26

  1. 10.

Осенние посиделки.

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять знания о жизни домашних животных зимой. Формировать желание заботиться о них

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» стр.38.

  1. 11.

Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь.

Уточнить знания детей о детском саде. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 27

  1. 12.

Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу.

Дать представление о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

О. А. Соломенникова стр.41

  1. 13.

Петрушка – физкультурник.

Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнять знания о видах спорта спортивного оборудования. Развивать наблюдательность и память.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 28

  1. 14.

Дежурство в уголке природы.

Познакомить с понятием « Уголок природы», учить вести совместную работу по уходу за растениями в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к животным.

О. А. Соломенникова стр.43.

  1. 15.

Целевая прогулка « Что такое « улица».

Формировать знания об улице; обратить внимание на различные постройки. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад. Объяснить , как важно знать свой адрес.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 31

  1. 16.

Почему растаяла Снегурочка?

Расширять знания о свойствах воды, снега и льда . Учить устанавливать причинно – следственные связи : снег в тепле тает, превращается в воду; на морозе водв замерзает и превращается в лед.

О. А. Соломенникова стр. 45.

  1. 17.

Узнай о себе, воздушный шарик.

Познакомить со свойствами и качествами резины. Устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. Развивать любознательность и мышление .

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 33

  1. 18.

Стайка снегирей на ветках рябины.

Расширять представления о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами.

О. А. Соломенникова стр. 48.

  1. 19.

Замечательный врач.

Познакомить с трудом врача, медместры. Упражнять в назывании сотрудников ДОУ по имени и отчеству.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 34

 

В гости к деду Природоведу.

Расширять представления детей о зимних явлениях в природе.

О. А. Соломенникова стр. 50.

  1. 21.

В мире стекла

Помочь детям выявить свойства стекла(прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Развивать

любознательность. Воспитывать бережное отношение к вещам

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 36

  1. 22.

Рассматривание кролика.

Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика.

Формировать интерес к животным. Развивать связную речь. Воспитывать любовь и заботу о животных.

О. А. Соломенникова стр.53.

  1. 23.

Наша армия.

Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие«защитника

Отечества». Познакомить детей с некоторыми военными профессиями(моряки, танкисты, летчики,

пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов.

. О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 37

  1. 24.

Посадка лука.

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения(почва, влага,

тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и

навыки. Воспитывать любовь к природе.

О. А. Соломенникова стр. 54.

 

  1. 25.

В мире пластмассы.

Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить

свойства пластмассы(гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам.

Развивать любознательность.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 40

  1. 26.

Мир комнатных растений.

Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные

растения по внешнему виду. Воспитывать любовь и заботу за растениями.

О. А. Соломенникова стр. 57.

  1. 27.

В гостях у музыкального руководителя.

Познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Подвести

к пониманию целостного образа музыкального руководителя. Развивать эмоционального

доброжелательное отношение к нему.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 41

  1. 28.

В гости к хозяйке луга.

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых.

Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Воспитывать любовь к природе.

О. А. Соломенникова стр. 59.

  1. 29.

Путешествие в прошлое кресла.

Знакомить детей с назначением домашнего обихода(табурет, стул, кресло). Дать понятие о том,

что человек создает предметы для своей жизни. Развивать ретроспективный взгляд на предметы,

интерес к предметам рукотворного мира. Учить определять некоторые особенности предмета

(части, форма). Воспитывать бережное отношение к вещам.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 43

  1. 30.

Поможем Незнайке вылепить посуду.

Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и

глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять

умения детей лепить из глины. Развивать мелкую моторику рук, память, мышление. Воспитывать

взаимовыручку.

О. А. Соломенникова стр.64.

  1. 31.

Мой город.

Продолжать закреплять знания детей названия родного города(поселка), знакомить с его

достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город(поселок), очень

старались и хорошо выполнили свою работу. Воспитывать чувство гордости за свой город(поселок).

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 47

  1. 32.

Экологическая тропа весной.

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы

весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о

взаимосвязи человека и природы. Закрепить знания о деревьях, птиц. Воспитывать любовь к природе.

О. А. Соломенникова стр. 66.

  1. 33.

Путешествие в прошлое одежды.

Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни

человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов

одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы для облегчения

жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды. Воспитывать

бережное отношение к вещам.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 48

  1. 34.

Диагностическое задание №1,2.

Выявить представления об овощах и фруктах о растениях.

О. А. Соломенникова стр.69 – 70.

  1. 35.

Наш любимый плотник.

Продолжать знакомить детей с трудом сотрудников детского сада(с трудом плотника). Воспитывать

чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным стр 49окружением» средняя гр. Стр. 70-71

  1. 36.

Диагностическое задание №3,4.

Выявить представления о домашних и диких животных; о свойствах песка, воды и льда.

О. А. Соломенникова стр.45.

  1. 37.

Закрепление пройденного материала

Закреплять умения детей группировать предметы по материал, из которого они сделаны.; воспитывать наблюдательность, внимание. Побуждать детей правильно называть объекты природного и рукотворного мира.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 70-71

 

 

 

 

 

4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. О. А. Соломенникова, Ознакомление с природой в детском саду, Издательство Мозаика-Синтез, Москва2015г.

2. О. В. Дыбина, Ознакомление с предметным и социальным окружением, Издательство Мозаика-Синтез, Москва2015г.

3. З.А. Ефанова «Комплексные занятия по программе«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А

Яндекс погода

Яндекс.Погода

Календарь праздников

Праздники сегодня

 

Единый детский телефон доверия

558563501ccb8.jpg

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates