рабочая программа по формированию целостной картины мира для детей третьего года обучения 4-5 лет

fckm3god.jpg

 

1.Пояснительная записка

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Предметное и социальное окружение.

     Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

     Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.

     Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала(корпус машин— из металла, шины— из резины и т. п.). Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

     Расширять знания детей об общественном транспорте(автобус, поезд, самолет, теплоход).

     Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

     Через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями(театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.

     Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Расширять представления о профессиях.

     Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

     Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

Ознакомление с природой.

     Расширять представления детей о природе.

     Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы(аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).

       Знакомить с представителями класса пресмыкающихся(ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения(у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

       Расширять представления детей о некоторых насекомых(муравей, бабочка, жук, божья коровка).

       Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами(помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами(малина, смородина, крыжовник), с грибами(маслята, опята, сыроежки и др.).

       Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях(бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

       Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев(елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.

       Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок(ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

       Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений(воздух, вода, питание и т. п.).

       Развивать умение детей замечать изменения в природе.

       Рассказывать детям об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения:

Осень. Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды) ; птицы улетают на юг.

     Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы(похолодало— исчезли: бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Зима. Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

     Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы.

     Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.

     Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

     Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.

     Привлекать к участию в зимних забавах: катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.

     Весна. Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны(солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).

     Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

     Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.

Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

     В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.

     Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

     Реализация рабочей программы осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности.

Целевые ориентиры:

• называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и

качества, доступные для восприятия и обследования;

• проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели(не имеют) возможности видеть;

• с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в

частности направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей(взрослого, ребенка);

• составить рассказ о своем родном городе(поселке, селе);

• рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию(стать милиционером, пожарным, военным и т. п.);

• знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;

• участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими

познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;

• рассказать о сезонных изменениях природы.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

- создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности

детей;

- формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности;

- создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности;

- привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.

Целевые ориентиры:

• самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;

• составлять план исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;

• сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

2.Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети могут:,

-иметь представления о некоторых погодных явлениях, определять и называть состояние погоды,

-называть времена года в правильной последовательности

-выделять сезонные изменения в живой и неживой природе

-иметь элементарные представления о природном многообразии Земли

иметь представление о простейшей классификации растительного мира (деревья, цветы, овощи, фрукты, ягоды), узнавать и называть некоторые растения и называть основные части растений

3. Тематическое планирование

Номер занятия

         Тема

                                           цели

Методическая   литература

  1. 1.

Расскажи о любимых предметах

Закреплять детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать умение слушать, не перебивать товарищей.

О. В. Дыбина кн.

« Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа» стр. 18.

  1. 2.

Что нам осень принесла?

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов. Развивать активную речь, воспитывать интерес к природе.

Соломенникова О.А.

Средняя группа стр.28.

  1. 3.

Моя семья.

Ввести понятие « семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын( дочь), внук ( внучка), брат ( сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 19

  1. 4.

У медведя во бору грибы, ягоды беру.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса, грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. Развивать связную речь, память, мышление. Воспитывать любовь к природе.

О.А. Соломенникова стр. 30.

 

 

 

       Тема

                                цели

  Методическая литература

  1. 5.

Петрушка идет трудиться.

Учить детей группировать предметы по назначению, закреплять название профессий, воспитывать желание помогать взрослым .

Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 21

  1. 6.

Прохождение экологической тропы.

Расширять представлении детей о осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы осенью. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарное представление о взаимодействии человека и природы.

Кн.»Ознакомление с природой в д/ саду»

О. А. Соломенникова стр 33.

  1. 7.

Мои друзья.

Формировать понятия « друг», « дружба». Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Побуждать к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 24

  1. 8.

Знакомство с декоративными пиццами.

Дать представления о декоративных птицах. Показать особенности их содержания. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями и животными.

О. А. Соломенникова стр. 36.

  1. 9.

Петрушка идет рисовать.

Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 26

  1. 10.

Осенние посиделки.

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять знания о жизни домашних животных зимой. Формировать желание заботиться о них

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» стр.38.

  1. 11.

Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь.

Уточнить знания детей о детском саде. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 27

  1. 12.

Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу.

Дать представление о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

О. А. Соломенникова стр.41

  1. 13.

Петрушка – физкультурник.

Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнять знания о видах спорта спортивного оборудования. Развивать наблюдательность и память.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 28

  1. 14.

Дежурство в уголке природы.

Познакомить с понятием « Уголок природы», учить вести совместную работу по уходу за растениями в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к животным.

О. А. Соломенникова стр.43.

  1. 15.

Целевая прогулка « Что такое « улица».

Формировать знания об улице; обратить внимание на различные постройки. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад. Объяснить , как важно знать свой адрес.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 31

  1. 16.

Почему растаяла Снегурочка?

Расширять знания о свойствах воды, снега и льда . Учить устанавливать причинно – следственные связи : снег в тепле тает, превращается в воду; на морозе водв замерзает и превращается в лед.

О. А. Соломенникова стр. 45.

  1. 17.

Узнай о себе, воздушный шарик.

Познакомить со свойствами и качествами резины. Устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. Развивать любознательность и мышление .

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 33

  1. 18.

Стайка снегирей на ветках рябины.

Расширять представления о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами.

О. А. Соломенникова стр. 48.

  1. 19.

Замечательный врач.

Познакомить с трудом врача, медместры. Упражнять в назывании сотрудников ДОУ по имени и отчеству.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 34

 

В гости к деду Природоведу.

Расширять представления детей о зимних явлениях в природе.

О. А. Соломенникова стр. 50.

  1. 21.

В мире стекла

Помочь детям выявить свойства стекла(прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Развивать

любознательность. Воспитывать бережное отношение к вещам

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 36

  1. 22.

Рассматривание кролика.

Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика.

Формировать интерес к животным. Развивать связную речь. Воспитывать любовь и заботу о животных.

О. А. Соломенникова стр.53.

  1. 23.

Наша армия.

Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие«защитника

Отечества». Познакомить детей с некоторыми военными профессиями(моряки, танкисты, летчики,

пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов.

. О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 37

  1. 24.

Посадка лука.

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения(почва, влага,

тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и

навыки. Воспитывать любовь к природе.

О. А. Соломенникова стр. 54.

 

  1. 25.

В мире пластмассы.

Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить

свойства пластмассы(гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам.

Развивать любознательность.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 40

  1. 26.

Мир комнатных растений.

Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные

растения по внешнему виду. Воспитывать любовь и заботу за растениями.

О. А. Соломенникова стр. 57.

  1. 27.

В гостях у музыкального руководителя.

Познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Подвести

к пониманию целостного образа музыкального руководителя. Развивать эмоционального

доброжелательное отношение к нему.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 41

  1. 28.

В гости к хозяйке луга.

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых.

Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Воспитывать любовь к природе.

О. А. Соломенникова стр. 59.

  1. 29.

Путешествие в прошлое кресла.

Знакомить детей с назначением домашнего обихода(табурет, стул, кресло). Дать понятие о том,

что человек создает предметы для своей жизни. Развивать ретроспективный взгляд на предметы,

интерес к предметам рукотворного мира. Учить определять некоторые особенности предмета

(части, форма). Воспитывать бережное отношение к вещам.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 43

  1. 30.

Поможем Незнайке вылепить посуду.

Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и

глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять

умения детей лепить из глины. Развивать мелкую моторику рук, память, мышление. Воспитывать

взаимовыручку.

О. А. Соломенникова стр.64.

  1. 31.

Мой город.

Продолжать закреплять знания детей названия родного города(поселка), знакомить с его

достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город(поселок), очень

старались и хорошо выполнили свою работу. Воспитывать чувство гордости за свой город(поселок).

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 47

  1. 32.

Экологическая тропа весной.

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы

весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о

взаимосвязи человека и природы. Закрепить знания о деревьях, птиц. Воспитывать любовь к природе.

О. А. Соломенникова стр. 66.

  1. 33.

Путешествие в прошлое одежды.

Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни

человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов

одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы для облегчения

жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды. Воспитывать

бережное отношение к вещам.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 48

  1. 34.

Диагностическое задание №1,2.

Выявить представления об овощах и фруктах о растениях.

О. А. Соломенникова стр.69 – 70.

  1. 35.

Наш любимый плотник.

Продолжать знакомить детей с трудом сотрудников детского сада(с трудом плотника). Воспитывать

чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным стр 49окружением» средняя гр. Стр. 70-71

  1. 36.

Диагностическое задание №3,4.

Выявить представления о домашних и диких животных; о свойствах песка, воды и льда.

О. А. Соломенникова стр.45.

  1. 37.

Закрепление пройденного материала

Закреплять умения детей группировать предметы по материал, из которого они сделаны.; воспитывать наблюдательность, внимание. Побуждать детей правильно называть объекты природного и рукотворного мира.

О, В..Дыбина кн. «Ознакомление с Предметным и Социальным окружением» средняя гр. Стр. 70-71

 

 

 

 

 

4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. О. А. Соломенникова, Ознакомление с природой в детском саду, Издательство Мозаика-Синтез, Москва2015г.

2. О. В. Дыбина, Ознакомление с предметным и социальным окружением, Издательство Мозаика-Синтез, Москва2015г.

3. З.А. Ефанова «Комплексные занятия по программе«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А