Главное меню
Полезные ссылки
рабочая программа по математике для детей третьего года обучения 4-5 лет
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 3 года обучения (группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет).
В данной рабочей программе раскрывается содержание формирования элементарных математических представлений дошкольников 4-5 лет. Здесь представлены требования к уровню освоения программы, рассчитан объём образовательной нагрузки и виды образовательной работы, обозначены условия успешной реализации программы.
Методы: упражнения, игры, игровые материалы, художественная, познавательная литература, опыты и эксперименты, дидактические игры, обследования, сравнения, группировки и др.
Основная форма реализации данной программы –20 минут в процессе организованной образовательной деятельности 1 раз в неделю. Освоение задач математического развития осуществляется в ООД и в свободной самостоятельной деятельности в условиях предметно-пространственной среды, в специально организованных игротеках, математических уголках, центрах экспериментирования.
Основные цели и задачи:
Цель:формирование у детей 4-5 лет элементарных математических представлений.
Задачи:
¾ развитие умений различать объекты по свойствам, сравнивать в практических видах деятельности и в играх, выявлять простейшие зависимости предметов по форме, размеру, количеству и прослеживать изменения объектов по одному- двум признакам
¾ формирование умений сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
¾ освоение умений рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
¾ в повседневных видах деятельности (режимные моменты).
2. Планируемые результаты освоения программы
В результате овладения программы достижения ребенка выражаются в следующем:
¾ умеет называть геометрические формы, размеры предметов, находить фигуры, предметы необходимой формы и размера, пользоваться эталонами в деятельности по определению формы, размеров окружающих предметов, в рисовании, лепке.
¾ владеет методами сравнения предмета с предметом, группы с группой, выделяя при этом признаки сходства и отличия.
¾ группирует предметы, фигуры по свойствам: форма, размер, обобщает по признакам;
¾ выявляет последовательные зависимости величин, объясняет зависимости между рядами ряда (увеличение, уменьшение, порядок ряда);
¾ применяет известные ему способы действий в новой обстановке - счет, сравнение, упорядочивание, группировку.
3. Тематическое планирование
№ ООД |
Тема |
Задачи |
Кол-во часов |
Методическая литература |
|||||
1 |
Сравнение двух групп предметов. |
- Совершенствовать умение сравнивать две группы предметов.- -Закреплять умения сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами( большой, маленький, больше, меньше). - Упражнять в определении пространственных направлений от себя ( впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). |
1 |
И.А. Помораева; В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 12 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
2 |
Упражнять в сравнении групп предметов. Различать части суток. |
- упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. -Закреплять умение различать и называть части суток(утро, день, вечер, ночь). |
1 |
И.А. Помораева; В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 13 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
3 |
Сравнивание двух предметов. Геометрические фигуры. |
-Упражнять в умении называть и различать геометрические фигуры. -Совершенствовать умение сравнивать два предмета по дине и ширине. |
1 |
И.А. Помораева; В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 14 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
4 |
Называть плоские геометрические фигуры, Сравнивание двух предметов по высоте. |
- Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство,. - Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры. - Упражнять в сравнении двух предметов по высоте., сопровождая словами : высокий, низкий, выше, ниже. |
1 |
И.А. Помораева; В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 15 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
5 |
Учить понимать значение итогового числа. Отвечать на вопрос «Сколько?» |
- Учить детей различать группы, содержащие 1 и 2 предмета; называть общее количество предметов на основе счета. - - Закрепить знания о геометрических фигурах. |
1 |
И.А. Помораева; В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 17 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
6 |
Счет в пределах 3,. Сравнивание предметов по величине. |
- закрепить умение составлять и выделять группы из одного или двух предметов; - Упражнять в сравнении двух групп предметов по величине( длине, ширине, высоте). -Обозначать результаты сравнения соответствующими словами : ( Длинный-короткиЙ, длиннее- короче, широкий-узкий, шире-уже) |
1 |
И.А. Помораева; В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 18 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
7 |
Счет в пределах 3; Геометрические фигуры. Пространственные направления. |
- Учить детей считать до трёх; - Продолжать развивать воображение детей. -Развивать умение определять пространственное отношение от себя ( вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа). |
1 |
И.А. Помораева; В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 19 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
8 |
Счет в пределах 3; -Ответы на вопрос «Сколько?»; « Который по счету?» -Упражнять находить одинаковые по длине , ширине, высоте предметы. |
- Учить детей считать до3; - Закреплять навыки счета в пределах 3 - Упражнять находить одинаковые по длине , ширине, высоте предметы. Обозначать соответствующие признаки словами результаты сравнения. |
1 |
И.А. Помораева; В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 21 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
9 |
Образование числа 4, на основе сравнивания. |
- Показать образование числа 4, на основе сравнивания двух групп предметов; -Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом. - Развивать умение составлять целое изображение предметов из частей. |
1 |
И.А. Помораева; В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 23 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
10 |
Счет в пределах 4; Порядковое значение числа. Геометрические фигуры |
- Закреплять умение считать в пределах 4 ; -Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры. - Раскрыть на конкретных примерах значения : быстро, медленно. |
1 |
И.А. Помораева; В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 24 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
11 |
Образование числа 5. Части суток. |
- Познакомить с образованием числа 5; - Закреплять представления о последовательности частей суток. - Упражнять в различении геометрических фигур. |
1 |
И.А. Помораева; В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 25 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
12 |
Счет в пределах 5; Сравнивание предметов по величине. |
- Закреплять умение детей считать до пяти, - Учить сравнивать предметы по двум признакам величины(длине и ширине). -Совершенствовать умение определять пространственное Направление от себя. |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 28 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
13 |
Счет в пределах 5, равенство и неравенство групп предметов. |
- Учить детей считать в пределах 5; - Учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры и определять их количество. -Учить сравнивать группы предметов по величинам. |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 29 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
14 |
Порядковое значение числа 5. Знакомство с цилиндром. |
- Закрепить умение считать в пределах 5; - Познакомить с новой геометрической фигурой – цилиндром -Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. - |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 30 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
15 |
Счет в пределах 5. Геометрические фигуры. |
- Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5;. -Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр. -Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 32 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
16 |
Счет в пределах 5 по названному числу. |
- Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5. -Познакомить со значением слов: далеко-близко. -Развивать умение составлять целостное изображение предмета и з его частей. |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 33 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
17 |
Сравнение трех предметов по величине. Счет в пределах 5. |
- Упражнять в счете в пределах 5 на слух. - Уточнить представления о значении слов: далеко-близко. - Учить сравнивать три предмета по величине:, раскладывать их убывающей и возрастающей последовательности. |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 34 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
18 |
Счет в пределах 5. Сравнивание предметов в убывающем и возрастающем порядке. |
- Учить сравнивать три предмета по величине:, раскладывать их убывающей и возрастающей последовательности. - Упражнять в различении геометрических фигур. |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 35 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
19 |
Сравнивание предметов по пространственному расположению. Счет предметов на ощупь. |
- Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. - Объяснить значение слов ( вчера, сегодня, завтра). -Развивать умение сравнивать по их пространственному расположению( Слева , справа, налево, направо). |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 36 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
20 |
Счет предметов на ощупь. Сравнивание предметов по ширине. |
- - Упражнять в сравнении предметов по ширине. - Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. - Закреплять представления о значении слов ( вчера, завтра, сегодня).. |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 37 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
21 |
Ориентировка в пространстве. Сравнивание 4-5 предметов по ширине. |
- Учить считать движения в пределах и5. - Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя( вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади). -Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. . |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 39 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
22 |
Геометрические фигуры. Части суток. |
-Учить воспроизводить указанное количество движений. - Упражнять в умении называть и различать геометрические фигуры. - Совершенствовать представления о частях суток. . |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 40 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
23 |
Движении в заданном направлении. Составление целостного изображение предмета и его частей. |
-Упражнять воспроизводить указанное количество движений.( в пределах 5) -Учить двигаться в заданном направлении. - Закреплять умение в Составлении целостного изображение предмета и его частей. |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 41 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
24 |
Движении в заданном направлении. Сравнивание предметов по величине. |
- Упражнять воспроизводить указанное количество движений.( в пределах 5) -Учить двигаться в заданном направлении - Объяснить , что результат счета не зависит оот величины предметов. |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 42 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
25 |
Сравнение трех предметов по высоте. |
-Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от величины предметов. - Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 44 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
26 |
Сравнивание 4-5 предметов по ширине. Геометрические фигуры. |
- Закреплять умение сравнивать предметы по двум протяженностям одновременно. - Упражнять сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. . |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 45 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
27 |
Геометрические фигуры. Движение в заданном направлении. |
- Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5. - Упражнять в различении геометрических фигур. - Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 46 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
28 |
Расположение предметов в пространстве ,цилиндр и его сравнение с шаром и кубом. |
- Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве. - Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом. |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 47 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
29 |
Количественный и порядковый счет в пределах 5, |
- Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5; - Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей т и возрастающей последовательности. |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 48 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
30 |
Счет предметов на слух, на ощупь. Соотношение форм геометрических фигур. |
- Упражнять в счете и осчете предметов на слух, на ощупь( в пределах 5) - Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами : шаром и кубом. -Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине) |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 50 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
31 |
Сравнивание предметов по величине. Ориентировка в пространстве. |
- Совершенствовать умение определять пространственное отношение от себя ( вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа). - Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета( размера, цвета) - Упражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. |
1 |
. И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 51 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
32 |
Закрепление пройденного материала. Счет в пределах 5, равенство и неравенство групп предметов.. |
Закреплять умение детей считать до пяти, - Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине). -Совершенствовать умение определять пространственное Направление от себя. |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 29 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
33 |
Закрепление пройденного ма Ориентировка в пространстве. Сравнивание 4-5 предметов по ширине.териала. |
Учить считать движения в пределах и5. - Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя( вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади). -Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. . |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 39 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
34 |
Сравнивание 4-5 предметов по ширине. Геометрические фигуры. |
- Закреплять знания о геометрических фигурах.- Закреплять умение сравнивать предметы по двум протяженностям одновременно. - Упражнять сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. . |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 45 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
35 |
Геометрические фигуры. |
- Закреплять знания о геометрических фигурах. - Совершенствовать умение видеть в предметах знакомые геометрические фигуры. - Совершенствовать умение создавать узоры и изображения с помощью геометрических фигур. - Упражнять в воссоздании геометрических фигур с помощью палочек |
1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 45 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
36 37 |
Закрепление пройденного материала Количественный и порядковый счет в пределах 5, Закрепление пройденного материала. Сравнивание предметов по пространственному расположению. Счет предметов на ощупь. |
- Проверить умение детей считать до 5. - Совершенствовать умение сравнивать до 5 предметов. - Совершенствовать умение ориентироваться. Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. - Объяснить значение слов ( вчера, сегодня, завтра). -Развивать умение сравнивать по их пространственному расположению( Слева , справа, налево, направо). |
1 1 |
И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 45 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. И.А. Помораева;. В.А. Позина кн. «Формирование Элементарных математических представлений» средняя гр. Стр № 36 М.; «Мозаика-Синтез» 2014. |
|||||
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Автор |
Название |
Издание |
Пономарева И.А., Позина В.А. |
Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа |
М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-64 с. |