рабочая программа по математике для детей третьего года обучения 4-5 лет

femp3.jpg

1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 3 года обучения (группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет).

           

В данной рабочей программе раскрывается содержание формирования элементарных математических представлений дошкольников 4-5 лет. Здесь представлены требования к уровню освоения программы, рассчитан объём образовательной нагрузки и виды образовательной работы, обозначены условия успешной реализации программы.

            Методы: упражнения, игры, игровые материалы, художественная, познавательная литература, опыты и эксперименты, дидактические игры, обследования, сравнения, группировки и др.

Основная форма реализации данной программы –20 минут в процессе организованной образовательной деятельности 1 раз в неделю. Освоение задач математического развития осуществляется в ООД и в свободной самостоятельной деятельности в условиях предметно-пространственной среды, в специально организованных игротеках, математических уголках, центрах экспериментирования.

            Основные цели и задачи:

Цель:формирование у детей 4-5 лет элементарных математических представлений.

Задачи:

¾ развитие умений различать объекты по свойствам, сравнивать в практических видах деятельности и в играх, выявлять простейшие зависимости предметов по форме, размеру, количеству и прослеживать изменения объектов по одному- двум признакам

¾ формирование умений сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

¾ освоение умений рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

¾ в повседневных видах деятельности (режимные моменты).

2. Планируемые результаты освоения программы

            В результате овладения программы достижения ребенка выражаются в следующем:

¾ умеет называть геометрические формы, размеры предметов, находить фигуры, предметы необходимой формы и размера, пользоваться эталонами в деятельности по определению формы, размеров окружающих предметов, в рисовании, лепке.

¾ владеет методами сравнения предмета с предметом, группы с группой, выделяя при этом признаки сходства и отличия.

¾ группирует предметы, фигуры по свойствам: форма, размер, обобщает по признакам;

¾ выявляет последовательные зависимости величин, объясняет зависимости между рядами ряда (увеличение, уменьшение, порядок ряда);

¾ применяет известные ему способы действий в новой обстановке - счет, сравнение, упорядочивание, группировку.

3. Тематическое планирование

№ ООД

Тема

Задачи

Кол-во часов

Методическая литература

1

Сравнение двух групп предметов.

- Совершенствовать умение сравнивать две группы предметов.-

-Закреплять умения сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами( большой, маленький, больше, меньше).

- Упражнять в определении пространственных направлений от себя ( впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу).

1

И.А. Помораева; В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 12

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

2

Упражнять в сравнении групп предметов. Различать части суток.

- упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

-Закреплять умение различать и называть части суток(утро, день, вечер, ночь).

1

И.А. Помораева; В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 13

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

3

Сравнивание двух предметов.

Геометрические фигуры.

-Упражнять в умении называть и различать геометрические фигуры.

-Совершенствовать умение сравнивать два предмета по дине и ширине.

1

И.А. Помораева; В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 14

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

4

Называть плоские геометрические фигуры, Сравнивание двух предметов по высоте.

-   Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство,.

- Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры.

- Упражнять в сравнении двух предметов по высоте., сопровождая словами : высокий, низкий, выше, ниже.

1

И.А. Помораева; В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 15

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

5

Учить понимать значение итогового числа. Отвечать на вопрос «Сколько?»

- Учить детей различать группы, содержащие 1 и 2 предмета; называть общее количество предметов на основе счета.

- - Закрепить знания о геометрических фигурах.

1

И.А. Помораева; В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 17

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

6

Счет в пределах 3,.

Сравнивание предметов по величине.

- закрепить умение составлять и выделять группы из одного или двух предметов;

- Упражнять в сравнении двух групп предметов по величине( длине, ширине, высоте).

-Обозначать результаты сравнения соответствующими словами : ( Длинный-короткиЙ, длиннее- короче, широкий-узкий, шире-уже)

1

И.А. Помораева; В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 18

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

7

Счет в пределах 3; Геометрические фигуры.

Пространственные направления.

- Учить детей считать до трёх;

- Продолжать развивать воображение детей.

-Развивать умение определять пространственное отношение от себя ( вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа).

1

И.А. Помораева; В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 19

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

8

Счет в пределах 3;

-Ответы на вопрос «Сколько?»; « Который по счету?»

-Упражнять находить одинаковые по длине , ширине, высоте предметы.

- Учить детей считать до3;

- Закреплять навыки счета в пределах 3

- Упражнять находить одинаковые по длине , ширине, высоте предметы.

Обозначать соответствующие признаки словами результаты сравнения.

1

И.А. Помораева; В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 21

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

9

Образование числа 4, на основе сравнивания.

- Показать образование числа 4, на основе сравнивания двух групп предметов;

-Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

- Развивать умение составлять целое изображение предметов из частей.

1

И.А. Помораева; В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 23

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

10

Счет в пределах 4;

Порядковое значение числа.

Геометрические фигуры

- Закреплять умение считать в пределах 4 ;

-Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры.

- Раскрыть на конкретных примерах значения : быстро, медленно.

1

И.А. Помораева; В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 24

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

11

Образование числа 5.

Части суток.

- Познакомить с образованием числа 5;

- Закреплять представления о последовательности частей суток.

- Упражнять в различении геометрических фигур.

1

И.А. Помораева; В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 25

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

12

Счет в пределах 5;

Сравнивание предметов по величине.

- Закреплять умение детей считать до пяти,

- Учить сравнивать предметы по двум признакам величины(длине и ширине).

-Совершенствовать умение определять пространственное

Направление от себя.

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 28

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

13

Счет в пределах 5, равенство и неравенство групп предметов.

-   Учить детей считать в пределах 5;

- Учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические

фигуры и определять их количество.

-Учить сравнивать группы предметов по величинам.

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 29

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

14

Порядковое значение числа 5. Знакомство с цилиндром.

- Закрепить умение считать в пределах 5;

- Познакомить с новой геометрической фигурой – цилиндром

-Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

-

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 30

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

15

Счет в пределах 5.

Геометрические фигуры.

- Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5;.

-Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.

-Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 32

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

16

Счет в пределах 5 по названному числу.

- Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5.

-Познакомить со значением слов: далеко-близко.

-Развивать умение составлять целостное изображение предмета и з его частей.

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 33

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

17

Сравнение трех предметов по величине. Счет в пределах 5.

- Упражнять в счете в пределах 5 на слух.

- Уточнить представления о значении слов: далеко-близко.

- Учить сравнивать три предмета по величине:, раскладывать их

убывающей и возрастающей последовательности.

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 34

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

18

Счет в пределах 5.

Сравнивание предметов в убывающем и возрастающем порядке.

- Учить сравнивать три предмета по величине:, раскладывать их

убывающей и возрастающей последовательности.

- Упражнять в различении геометрических фигур.

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»                средняя гр.   Стр № 35

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

19

Сравнивание предметов по пространственному расположению.

Счет предметов на ощупь.

- Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

- Объяснить значение слов ( вчера, сегодня, завтра).

-Развивать умение сравнивать по их пространственному расположению( Слева , справа, налево, направо).

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 36

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

20

Счет   предметов на ощупь.

Сравнивание предметов по ширине.

- - Упражнять в сравнении предметов по ширине.

- Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

- Закреплять представления о значении слов ( вчера, завтра, сегодня)..

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 37

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

21

Ориентировка в пространстве.

Сравнивание 4-5 предметов по ширине.

- Учить считать движения в пределах и5.

- Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя( вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади).

-Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. .

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 39

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

22

Геометрические фигуры.

Части суток.

-Учить воспроизводить указанное количество движений.

- Упражнять в умении называть и различать геометрические фигуры.

- Совершенствовать   представления о частях суток.

.

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 40

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

23

Движении в заданном направлении.

Составление целостного изображение предмета и его частей.

-Упражнять воспроизводить указанное количество движений.( в пределах 5)

-Учить двигаться в заданном направлении.

- Закреплять умение в Составлении целостного изображение предмета и его частей.

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 41

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

24

Движении в заданном направлении.

Сравнивание предметов по величине.

- Упражнять воспроизводить указанное количество движений.( в пределах 5)

-Учить двигаться в заданном направлении

- Объяснить , что результат счета не зависит оот величины предметов.

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 42

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

25

Сравнение трех предметов по высоте.

-Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

- Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке.

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 44

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

26

Сравнивание 4-5 предметов по ширине. Геометрические фигуры.

- Закреплять умение сравнивать предметы по двум протяженностям одновременно.

- Упражнять сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. .

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 45

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

27

Геометрические фигуры.

Движение в заданном направлении.

- Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5.

- Упражнять в различении геометрических фигур.

- Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 46

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

28

Расположение предметов в пространстве ,цилиндр и его сравнение с шаром и кубом.

- Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.

- Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 47

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

29

Количественный и порядковый счет в пределах 5,

- Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5;

- Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей т и возрастающей последовательности.

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных математических представлений»               средняя гр.   Стр № 48

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

30

Счет предметов на слух, на ощупь. Соотношение форм геометрических фигур.

- Упражнять в счете и осчете предметов на слух, на ощупь( в пределах 5)

- Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами : шаром и кубом.

-Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине)

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 50

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

31

Сравнивание предметов по величине.

Ориентировка в пространстве.

- Совершенствовать умение определять пространственное отношение от себя ( вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа).

- Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета( размера, цвета)

- Упражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.

1

. И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 51

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

32

Закрепление пройденного материала.

Счет в пределах 5, равенство и неравенство групп предметов..

Закреплять умение детей считать до пяти,

- Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине).

-Совершенствовать умение определять пространственное

Направление от себя.

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 29

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

33

Закрепление пройденного ма

Ориентировка в пространстве.

Сравнивание 4-5 предметов по ширине.териала.

Учить считать движения в пределах и5.

- Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя( вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади).

-Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. .

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 39

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

34

Сравнивание 4-5 предметов по ширине. Геометрические фигуры.

- Закреплять знания о геометрических фигурах.-

Закреплять умение сравнивать предметы по двум протяженностям одновременно.

- Упражнять сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. .

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 45

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

35

Геометрические фигуры.

- Закреплять знания о геометрических фигурах.

- Совершенствовать умение видеть в предметах знакомые геометрические фигуры.

- Совершенствовать умение создавать узоры и изображения с помощью геометрических фигур.

- Упражнять в воссоздании геометрических фигур с помощью палочек

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 45

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

36

37

Закрепление пройденного материала Количественный и порядковый счет в пределах 5,

Закрепление пройденного материала. Сравнивание предметов по пространственному расположению.

Счет предметов на ощупь.

- Проверить умение детей считать до 5.

- Совершенствовать умение сравнивать до 5 предметов.

- Совершенствовать умение ориентироваться.

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

- Объяснить значение слов ( вчера, сегодня, завтра).

-Развивать умение сравнивать по их пространственному

расположению( Слева , справа, налево, направо).

1

1

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 45

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

И.А. Помораева;. В.А. Позина

кн.   «Формирование Элементарных   математических представлений»               средняя гр.   Стр № 36

М.; «Мозаика-Синтез» 2014.

                   

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Автор

Название

Издание

Пономарева И.А.,

Позина В.А.

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа

М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-64 с.