Главное меню
Полезные ссылки
рабочая программа по развитию речи для детей второго года обучения
1.Пояснительная записка
Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Развивающая речевая среда.Продолжать помогать детям общаться со сверстниками и взрослыми, подсказывать детям образцы обращения, помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом в быту и самостоятельных играх. Предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда и т. п.), наборы предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки
с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития активной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях, понятных младшим дошкольникам (о рассердившейся тарелке, об обидевшейся туфельке, о печальных
мокрых рукавах рубашки и т. п.); о проказах животных (кошки, собаки,
вороны); об интересной прогулке.
Формирование словаря.На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества
(цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства
(бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную
форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце; стул — табурет — скамеечка; шуба — паль-то — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей,
овощи и фрукты.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п — б;
т — д; к — г; ф — в; т — с; з — ц).
Развивать моторику реч. двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственно-
го и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Учить детей получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами (Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра).
Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом и сверстниками: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего.
Помогать доброжелательно общаться друг с другом, напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
Учить интересно рассказывать, делиться своими впечатлениями с воспитателями, родителями и сверстниками. Побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок.
Приобщение к художественной литературе
Развивать интерес к книгам, формировать потребность (привычку) в регулярном чтении: рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках,
ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей, ежедневно читать знакомые, любимые
детьми либо новые, соответствующие возрасту и интересам детей (рекомендованные программой) художественные произведения.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Обсуждать с детьми поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и простые фразы. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
2. Планируемые результаты
-Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
-Проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу.
-По вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4 простых предложений.
-Называет предметы и объекты ближайшего окружения.
-Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.
-Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него. -Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.
3.Тематическое планирование
N занятия |
Тема |
Цель |
Методическая литература |
||||||
Сентябрь |
|||||||||
1 |
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий…Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка». |
Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них- замечательный ребенок и взрослые их любят. |
В.В. Гербова, стр.28, зан.1 |
||||||
2 |
Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» |
Познакомить детей со сказкой (обр.М. Боголюбского) |
В.В. Гербова, стр.31 |
||||||
3 |
Звуковая культура речи: звук а, у. Д/и «Не ошибись» |
Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков. Активировать в речи детей обобщающие слова. |
В.В. Гербова, стр.32 |
||||||
4 |
Звуковая культура речи: звук у |
Упражнять детей в четкой артикуляции звука; отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью. |
В.В. Гербова, стр.33 |
||||||
5 |
Д/и «Чья вещь». Рассматривание сюжетных картин |
Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами. |
В.В. Гербова, стр.36 |
||||||
Октябрь |
|||||||||
6 |
Чтение РНС «Колобок. Д/у «Играем в слова» |
Познакомить со сказкой (обр. К. Ушинского). Учить детей в образовании слов по аналогии. |
В.В. Гербова, стр.38 |
||||||
7 |
Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…» |
Помочь детям запомнить стихотворение «Осень наступила». При восприятии стихотворения А.Блока вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору. |
В.В. Гербова, стр.40 |
||||||
8 |
Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстрации к сказке «Колобок» |
Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о. |
В.В. Гербова, стр.39 |
||||||
9 |
Д/и «Чья вещь». Рассматривание сюжетных картин (второй вариант) |
Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами. |
В.В. Гербова, стр.37 |
||||||
Ноябрь |
|||||||||
10 |
Чтение стихотворений об осени. Д/у «Что из чего получается» |
Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии. |
В.В. Гербова, стр.41 |
||||||
11 |
Звуковая культура речи: звук и |
Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и. |
В.В. Гербова, стр.42 |
||||||
12 |
Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). |
Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т. |
В.В. Гербова, стр.43 |
||||||
13 |
Чтение стихотворения из цикла С.Маршака «Детки в клетке» |
Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С.Маршака. |
В.В. Гербова, стр.46 |
||||||
Декабрь |
|||||||||
14 |
Чтение сказки «Снегурушка и лиса» |
Познакомить детей с РНС (обр. М.Булатова), с образом лисы. Упражнять в выразительном чтении отрывка- причитания Снегурушки. |
В.В. Гербова, стр.50 |
||||||
15 |
Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Д/и «Эхо», «Чудесный мешочек» |
Помочь детям вспомнить сказку. Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек») |
В.В. Гербова, стр.51 |
||||||
16 |
Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идёт», |
Познакомить детей с рассказом, оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А.Босева. |
В.В. Гербова, стр.52 |
||||||
17 |
Игра-инсценировка «У матрешки-новоселье» |
Способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвета. |
В.В. Гербова, стр.53 |
||||||
18 |
Заучивание стих-я А.Босева «Трое» |
Помочь запомнить стихотворение А.Босева. |
В.В. Гербова, стр.52 |
||||||
Январь |
|||||||||
19 |
Чтение РНС «Гуси-лебеди». |
Познакомить детей со сказкой, вызвать желание послушать её еще раз, поиграть в сказку. |
В.В. Гербова, стр.54 |
||||||
20 |
Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин (по выбору педагога) |
Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения. |
В.В. Гербова, стр.55 |
||||||
21 |
Звуковая культура речи: звуки м-мь. Д/у «Вставь словечко» |
Упражнять детей в четком произношении звуков м-мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжить учить образовывать слова по аналогии. |
В.В. Гербова, стр.57 |
||||||
Февраль |
|||||||||
22 |
Чтение РНС «Лиса и заяц» |
Познакомить детей со сказкой, помочь понять смысл произведения (мал, удалец, да храбрец) |
В.В. Гербова, стр.59 |
||||||
23 |
Звуковая культура речи: звуки б-бь. |
Упражнять детей в правильном произношении звуков б-бь. |
В.В. Гербова, стр.60 |
||||||
24 |
Заучивание стихотворения В.Брестова «Петушки- распетушились». |
Помочь детям запомнить стих-е, учить выразительно читать его. |
В.В. Гербова, стр.62 |
||||||
Март |
|||||||||
25 |
Чтение стих-я И.Косякова «Все она». Д/у «Очень мамочку люблю, потому что…» |
Познакомить детей со стихотворением И.Косякова. Совершенствовать диалогическую речь малышей. |
В.В. Гербова, стр.64 |
||||||
26 |
Звуковая культура речи: звуки т,п,к. |
Закреплять произношение звука Т в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками Т,П,К; упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. |
В.В. Гербова, стр.66 |
||||||
27 |
Чтение РНС «У страха глаза велики». |
Напомнить детям известные им РНС и познакомить со сказкой (обр. М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки. |
В.В. Гербова, стр.68 |
||||||
28 |
Рассматривание сюжетных картин. Д/у на звукопроизношение (д/и «Что изменилось»). |
Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов. |
В.В. Гербова, стр.69 |
||||||
29 |
Звуковая культура речи: звуки п-пь. Д/и «Ярмарка» |
Упражнять детей в четком произношении звуков п-пь. С помощью д/и побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п-пь |
В.В. Гербова, стр.58 |
||||||
Апрель |
|||||||||
30 |
Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна». Д/у «Когда это бывает». |
Познакомить детей со стихотворением. Учить называть признаки времен года. |
В.В. Гербова, стр.71 |
||||||
31 |
Звуковая культура речи: звук Ф. |
Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук Ф и звукоподражательные слова с этим звуком. |
В.В. Гербова, стр.72 |
||||||
32 |
Чтение и драматизация РНП «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин |
Понакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. |
В.В. Гербова, стр.73 |
||||||
33 |
Звуковая культура речи: звук С. |
Отрабатывать четкое произношение звука С. Упражнять детей в умении вести диалог. |
В.В. Гербова, стр.75 |
||||||
Май |
|||||||||
34 |
Чтение РНС «Бычок- черный бочок, белые копытца». Литературная викторина. |
Познакомить с РНС. Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. |
В.В. Гербова, стр.76 |
||||||
35 |
Звуковая культура речи: звук З. |
Упражнять детей в четком произношении звука З. |
В.В. Гербова, стр.77 |
||||||
36 |
Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья». |
Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение. |
В.В. Гербова, стр.79 |
||||||
37 |
мониторинг |
мониторинг |
мониторинг |
||||||
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Гербова В.В. "Развитие речи в детском саду. Младшая группа. 3-4 года. ФГОС"-M.-Мозаика-Синтез,2014,96 с.