Главное меню
Полезные ссылки
рабочая программа по математике 5-6 лет
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 4 года обучения (группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет).
В данной рабочей программе раскрывается содержание формирования элементарных математических представлений дошкольников 5-6 лет. Здесь представлены требования к уровню освоения программы, рассчитан объём образовательной нагрузки и виды образовательной работы, обозначены условия успешной реализации программы.
Методы: упражнения, игры, игровые материалы, художественная, познавательная литература, опыты и эксперименты, дидактические игры, обследования, сравнения, группировки и др.
Основная форма реализации данной программы – 25 минут в процессе организованной образовательной деятельности 1 раз в неделю. Освоение задач математического развития осуществляется в ООД и в свободной самостоятельной деятельности в условиях предметно-пространственной среды, в специально организованных игротеках, математических уголках, центрах экспериментирования.
Основные цели и задачи:
Цель:формирование у детей 5-6 лет элементарных математических представлений.
Задачи:
- активизация умений сравнивать, измерять, упорядочивать и классифицировать, использовать эти умения с целью самостоятельного познания мира;
- развитие интереса к познанию простейших зависимостей между объектами, порядка следования и изменений в связи с этим, измерения объектов мерками, способов деления целого на части, размещения в пространстве;
- освоение умений свободного общения со взрослыми по поводу игр, обращаться с вопросами и предложениями, в том числе и по поводу игр, упражнений, ситуаций, придуманных самими детьми.
2. Планируемые результаты освоения программы
В результате овладения программы достижения ребенка выражаются в следующем:
- активен в разных видах познавательной деятельности, способен к произвольным действиям в познавательных играх, самостоятельно планирует и называет 2-3 последовательных действия;
- решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает свое мнение по поводу их решения;
- действует по правилу и образцу в разных видах математической деятельности;
- владеет основными способами познания: сравнением, упорядочиванием, группировкой предметов по признакам, счетом, измерением;
- интересуется развивающими играми, занимательными и логическими задачами, проявляет в играх интеллектуальные эмоции, сообразительность;
- проявляет самостоятельность в выборе игр и материалов, в поиске способов решения познавательных задач.
3. Тематическое планирование
№ НОД |
Тема |
Кол-во часов |
Цель/Задачи |
Методическая литература |
1 |
Порядковый счет. Сравнение предметов. |
1 |
- Закреплять умение считать в пределах 5, умение образовывать число, 5 на основе сравнения двух чисел групп пре-в, выраженных соседними числами 4и5. |
И.А. Помораева, В.А. Позина» « Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 12№1. |
2 |
Количественный и порядковый счет. Определение заданного направления. |
1 |
- Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов( на ощупь, на слух) . Закреплять умения сравнивать два предмета по двум параметрам величины. Совершенствовать умение двигаться по заданному направлению (вперед, назад, направо, налево). |
И.А. Помораева, В.А. Позина» « Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 14 №2 |
3 |
Порядковый счет. Сравнение предметов. |
1 |
-Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета, (цвета, формы, величины). Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем порядке, обозначать результаты сравнения. |
И.А. Помораева, В.А. Позина» « Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 16 № 3 |
4 |
Порядковый счет. Сравнение предметов |
1 |
- - Закреплять навыки счета в пределах 5; Упражнять в сравнении групп предметов; - Закрепить пройденный материал.; закреплять навыки счета. - Продолжать учить складывать изображения из палочек |
. И.А. Помораева, В.А. Позина» « Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 16 № 4 |
5 |
Составление множеств; Геометрические фигуры. |
1 |
- Учить составлять множество из разных элементов, выделять его частии объеденять в целое. - Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах. |
И.А. Помораева, В.А. Позина» « Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 17 № 1 |
6 |
Образование числа 6.Сравнение групп предметов. |
1 |
- Учить считать детей в пределах 6, показать образование числа 6, на основе сравнения двух групп предметов. - Закреплять представления об объемных геометрических предметах. - Умение раскладывать по качественным признакам. |
И.А. Помораева, В.А. Позина» « Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 18№ 2. |
7 |
Количественный Счет в пределах 7.Определение местоположения предметов. |
1 |
- Учить считать в пределах 7; -Сравнение двух групп предметов выраженных числами 6 и 7 .раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке. составлять из единиц числа 6 и 7. - Закреплять умение составлять геометрические фигуры из палочек и видоизменять их. |
И.А. Помораева, В.А. Позина» « Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 20№ 3. |
8 |
Счет в пределах 7, Раскладывание предметов по возрастающей и убывающей. |
1 |
- Продолжать учить считать в пределах 6 и7, знакомить с порядковым значением; - Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток., о последовательности частей суток. |
. И.А. Помораева, В.А. Позина» « Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 21№ 4 |
9 |
Закреплять навыки сравнения групп предметов. Определять местоположение предметов. |
1 |
- продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. - сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже…самый низкий( и наоборот). |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 22. |
10 |
Количественный счет в пределах 8.. Упражнять в счете и отсчете.. |
1 |
- Учить считать в пределах 8. - Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, НазаД, направо, налево. - Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 23 № 1 |
11 |
Количественный счет в пределах 9. Закреплять представления о геометрических фигурах. |
1 |
- Учить считать в пределах 9. - Закреплять представления о геометрических фигурах(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). - Продолжать учить определять местоположение предметов. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 24 № 2 |
12 |
Порядковое значение чисел 8 и 9.Сравнение предметов. |
1 |
- Познакомить с порядковым значение числа 8 и 9. - Учить правильно отвечать на вопросы : «Сколько? Который по счету? На котором месте?» . - Упражнять в умении сравнивать предметы по величине( до 7 предметов). Раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 26 № 3 |
13 |
Образование числа 10. Представления о частях суток. |
1 |
- Познакомить с образованием числа 10. Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 27 № 4 |
14 |
Совершенствовать навыки счета. Умение сравнивать предметы по высоте |
1 |
- Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10. - умение сравнивать их по высоте . - Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 28 № 1 |
15 |
Знакомство с цифрами 1 и 2. Представление о четырёхугольнике. |
1 |
- Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними ( счет в пределах 10) - Знакомство с цифрами 1 и 2. - Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 30 № 2 |
16 |
Знакомство с цифрой 3. Закреплять представления о треугольниках и четырёхугольниках. |
1 |
- Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках их свойствах и видах. - Совершенствовать навыки счета в пределах 10. - Познакомить с цифрой3. - Познакомить с названиями дней недели. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 31 № 3 |
17 |
Сравнение рядом стоящих чисел. Знакомство с цифрой 4.Умение называть дни недели. |
1 |
- учить сравнивать рядом стоящие числа. - Познакомить с цифрой 4. - продолжать учить определять направления движения, используя знаки- указатели направления движения. - Закреплять умение последовательно называть дни недели. |
. И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 33№ 4 |
18 |
Знакомство с цифрой 5. Развивать глазомер. |
1 |
- Познакомить с цифрой 5 . - Совершенствовать навыки счета в пределах 10. - Познакомить с названиями дней недели. - Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках. - развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 35№ 1 |
19 |
Знакомство с цифрой 6. Пространственные представления. |
1 |
- Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10. - Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу. - Совершенствовать умение сравнивать числа. - Развивать логическое мышление. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 38№ 2 |
20 |
Равенство групп предметов. Знакомство с цифрой 7. |
1 |
- Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов. - Учить составлять группы по заданному числу. - Познакомить с цифрой 7. -Продолжать развивать глазомер. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 40№ 3 |
21 |
Количественный состав числа 3 из единиц.Знакомство с цифрой 8. |
1 |
- Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. - познакомить с цифрой 8. - продолжать учить ориентироваться на листе бумаги., определять и называть стороны и углы листа. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 42№ 4 |
22 |
Количественный состав чисел 3 и 4.Знакомство с цифрой 9. |
1 |
- Познакомить с количественным составом числа 3 и 4 из единиц.. - Совершенствовать навыки счета. - Познакомить с цифрой 9. - продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. - Закреплять умения последовательно называть дни недели., определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 43№ 1 |
23 |
Состав числа 5 из единиц. Местоположение предметов по отношению друг к другу. |
1 |
- Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц. - Продолжать знакомить с цифрами 1до 9. - Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. - развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому( впереди, сзади, слева, справа). |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 45№ 2 |
24 |
Состав числа 5 из единиц .Счет в прямом и обратном порядке. Сравнивание предметов. |
1 |
- Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. - Познакомить детей со счетом в прямом и обратном порядке в пределах5 . - Формировать представления о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 47№ 3 |
25 |
Совершенствование навыков счета в пределах 10.Прямой и обратный счет. |
1 |
- Совершенствовать навыки счета в пределах 10. - Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке. - Продолжать формировать представления о том, что предмет можно разделить на две равные части. - Учить детей сравнивать части и целое. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 49№ 4 |
26 |
Порядковое значение первого десятка. Знакомство с цифрой 0. |
1 |
- Закреплять представления о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5. - Познакомить с цифрой 0. - Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве. -учить называть числа в обратном порядке. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 51№ 1 |
27 |
Запись числа 10.Деление круга. Сравнивание двух предметов. |
1 |
- Познакомить с записью числа 10. - Продолжать учить делить круг на две равные части , называть части и сравнивать целое и часть . - Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. - Закреплять умение последовательно называть дни недели. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 52№ 2 |
28 |
Сравнивание целого и части. Совершенствовать счет. |
1 |
- Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. - Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами. - развивать представленияе о том что результат счета не зависит от его направления. - Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 54№ 3 |
29 |
Деление целого на части. |
1 |
- продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. -Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. -Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 55№ 4 |
30 |
Деление квадрата на равные части.. |
1 |
- Познакомить с делением квадрата на 4 равные части. - Учить называть части и сравнивать части и целое. - Продолжать сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры. - Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 57№ 1 |
31 |
Счет в пределах 10.Геометрические фигуры . |
1 |
- Закреплять навыки детей в количественном и порядковом счете. - Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. - Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 59№ 2 |
32 |
Понятие отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.. |
1 |
- продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. - Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. - Закреплять умение делить круг на части и сравнивать целое и части. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 61 № 3 |
33 |
Состав числа 5 из единиц. Последовательность в назывании дней недели. |
1 |
-Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. - упражнять в умении двигаться в заданном направлении. - закреплять умение последовательно называть дни недели, определять , какой сегодня день недели, какой был вчера, какой будет завтра. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» Стр 62 № 4 |
34 |
Повторение. |
1 |
- Закрепить знания детей о составе числа 10. -Закрепление навыков порядкового счета - Формирование отношений рядом стоящих чисел. - Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5. - «Составь число», «Подбери столько же разных предметов», « Язнаю пять названий цветов»(игра с мячом). |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» |
35 |
Повторение |
1 |
- Закреплять знания цифр от 0 до 9. -Развивать умения ориентироваться на листе бумаги. -Закреплять умения называть последовательно дни недели. |
И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование Элементарных Математических представлений» |
36 |
Диагностика |
1 |
- определить уровень освоенияпрограммы |
Дидактические игры, наблюдение, выполнение заданий и т.д. |
37 |
Диагностика |
1 |
- определить уровень освоения программы. |
Дидактические игры, наблюдение, выполнение заданий и т.д. |
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Автор |
Название |
Издание |
Пономарева И.А., Позина В.А. |
Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа |
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-80 с. |