Главное меню
Полезные ссылки
рабочая программа по развитию познавательных способностей 4-7 лет
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Познавательное развитие» (Развитие познавательных способностей) для детей 3,4,5 года обучения (от 4 до 7 лет).
Программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Звёздочка», с учетом инновационной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (авторский коллектив: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой).
Содержание предлагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и направлено на формирование первичных представлений об особенностях природы, экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней.
Программа обеспечивает развитие интересов детей 4-5лет, их любознательности и познавательной мотивации. Основная форма реализации данной программы в среднем – 25 минут в процессе образовательной деятельности 1 раз внеделю, в совместной деятельности, в режимных моментах.
Основные цели и задачи:
Цель: Формирование представлений о опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
2. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.
3. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования.
4. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
5. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи
6. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).
7. Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).
8. Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
9. Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание .
.
2. Планируемые результаты освоения программы
В результате овладения программы достижения ребенка третьего года обучения, выражаются в следующем:
- Формирование навыков проектной деятельности.
- Совершенствование и развитие высших психических функций, освоение перцептивных действий
В результате овладения программы достижения ребенка четвертого года обучениявыражаются в следующем:
- Владеет навыками обследования предметов
- Формирование навыков проектной деятельности.
- Совершенствование и развитие высших психических функций.
- Знает различные свойства предметов окружающей неживой природы
В результате овладения программы достижения ребенка пятого года обучения, выражаются в следующем:
- Формирование навыков проектной деятельности.
- Совершенствование и развитие высших психических функций.
- Знает основы правил дорожного движения.
- Интересуется изучением собственного тела.
3.Тематическое планирование
Тема |
Кол-во часов |
Цель/задачи |
Методическая литература |
1.«Наоборот» |
1 |
Знакомство со словами «наоборот» , «противоположно». И усвоение их значений. |
Кн. «Познавательно-исследовательская д-ть дошкольников Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов стр.9 |
2 «Знакомство с улицей» |
1 |
Расширять представления детей об улице, познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов. |
Кн. « Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения Т.Ф. Саулина 3-7 лет стр.17 |
3.« Движение тела человека» |
1 |
Формирование представлений о движении на примере движения собственного тела. Развитие умения находитьпротивоположности. |
Кн. «Развитие познавательных способностей дошкольников Е.Е. Крашенинников , О.Л. Холодова Стр14 |
4.«Большой-маленький» |
1 |
Развивать умения находить и различать противоположности, формировать действие « превращение». |
Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов стр 12 |
|
1 |
ОЗ: Учить детей правильно называть элементы дороги; познакомить с правилом движения по обочине дороги. |
Т.Ф. Саулина стр.18 |
2. «С чего начинается движение» |
1 |
Формирование представлений о состоянии покоя как о начале и конце движения , развитие диалектических мыслительных действий. |
Е.Е. Крашеннинников, О.Л. Холодова стр 28 |
3.«Лёд-вода» |
1 |
Развитие представлений о плавлении льда, ро превращении льда в воду, о зиме, и лете. Формирование действия « превращение». |
Кн. познавательн Кн. «Познавательно-исследовательская д-ть дошкольников Н.Е.Веракса Галимов стр.18 |
4.« Наблюдения за светофором» |
1 |
Закреплять знания детей о работе светофора. О правилах перехода улицы. |
Т.Ф. Саулина стр. 20 |
1.«Наш двор летом» |
1 |
Формирование представлений об отличительных признаках различных объектов. |
Развитие познавательных способностей дошкольников Е.Е. Крашенинников , О.Л. Холодова Стр37 |
2. «Твёрдое-жидкое» |
1 |
Формирование представлений о твёрдых и жидких веществах. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. |
Кн. «Познавательно-исследовательская д-ть дошкольников Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов стр.22 |
3.«В гости к крокодилу Гене» |
1 |
Закрепление знаков дорожного движения. |
Кн. « Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения Т.Ф. Саулина 3-7 лет стр.22 |
4. «Древний человек и современный» |
1 |
Формирование представлений о сохранении существенных признаков объекта при изменении внешних деталей. |
Развитие познавательных способностей дошкольников Е.Е. Крашенинников , О.Л. Холодова Стр50 |
1.«Нагревание-охлаждение» |
1 |
Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. |
«Кн. «Познавательно-исследовательская д-ть дошкольников 4-7 лет Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов стр.29 |
« Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром» |
1 |
Закреплять правила поведения в транспорте, на улице. Закреплять знания о дорожных знаках. |
Кн. « Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения Т.Ф. Саулина Стр.25 |
3.«Что изменилось» |
1 |
Формирование представлений о возможности изменений внешних признаков объектов. Развитие диалектических и мыслительных действий. |
Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет Е.Е. Крашенинников , О.Л. Холодова Стр53 |
4. « Конденсация» |
1 |
Формирование представлений о конденсации воды- превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию. |
«Кн. «Познавательно-исследовательская д-ть дошкольников 4-7 лет Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов стр.41. |
1.«Я- пешеход» |
1 |
Расширять представления детей о правилах поведения на улице; о правилах пешеходов. |
Кн. « Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения Т.Ф. Саулина стр.26 |
2. « Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга». |
1 |
Формирование представлений о наличии отличительных и сходных признаков. |
Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет Е.Е. Крашенинников , О.Л. Холодова Стр54 |
3.«Лёд-вода-пар» |
1 |
Формирование представлений об агрегатных состаяниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды |
«Кн. «Познавательно-исследовательская д-ть дошкольников 4-7 лет Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов стр.45 |
4. « Для чего нужны дорожные знаки». |
1 |
Познакомить детей с предупреждающими , указательными , запрещающими дорожными знаками. |
Кн. « Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения Т.Ф. Саулина Стр29 |
1.«Актёр-тот же самый человек или другой?» |
1 |
Формирование представлений об одновременном сохранении и изменении признаков объекта. |
Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет Е.Е. Крашенинников , О.Л. Холодова Стр56 |
2. «Свойства веществ» |
1 |
Формирование представлений о свойствах твёрдых и жидких веществ. Развитие экологического сознания.Развитие способностей к преобразованию.ОЗ:Дать элементарные понятия о профессии кинолога. РЗ. Расширять представления детей о служебных собаках, о помощи, которую они могут оказывать человеку. ВЗ. Воспитывать бережное отношение к животным , желание ухаживать за теми, кого приручили. |
Кн. «Познавательно-исследовательская д-ть дошкольников 4-7 лет Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов стр.53 |
3«Знакомство с городским транспортом» |
1 |
Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам. |
Кн. « Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения Т.Ф. Саулина стр.31 |
4 « Я-маленький» |
1 |
Формирование представлений об одновременном сохранении и изменении характеристик объекта в ходе его развития. |
Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет Е.Е. Крашенинников , О.Л. Холодова Стр59 |
1.«Воздух и его свойства» |
1 |
Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию. |
Кн. «Познавательно-исследовательская д-ть дошкольников 4-7 лет Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов стр.61 |
2. «Правила дорожного движения» |
1 |
Закрепить полученные знания детей о правилах дорожного движения. |
Кн. « Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения Т.Ф. Саулина Стр.33 |
3.«Развитие человека» |
1 |
Формировать представления детей об одновременном сохранении характеристик объекта в ходе его развитияОЗ: Формировать у детей интерес к получению знаний о России. Учить рассказывать об истории и культуре своего народа. РЗ: Развивать речь. ВЗ: Воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов. |
« Развитие познавательных способностей дошкольников» 4-7 лет Е.Е. Крашенинников , О.Л. Холодова Стр60 |
4. «Воздух вокруг нас». |
1 |
Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. |
Кн. «Познавательно-исследовательская д-ть дошкольников 4-7 лет Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов стр.63 |
1.«Дорожные знаки» |
1 |
Закреплять знания детей о работе светофора. Знакомить с назначением дорожных знаков. Расширять и углублять представления о правилах дорожного движения. |
Кн. « Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения Т.Ф. Саулина стр.43 |
2. « Я в будущем» |
1 |
Формирование представлений о вариативности путей развития. Развитие диалектических мыслительных действий. |
«« Развитие познавательных способностей дошкольников» 4-7 лет Е.Е. Крашенинников , О.Л. Холодова Стр63 |
3.«Термометр» |
1 |
Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. |
Кн. «Познавательно-исследовательская д-ть дошкольников 4-7 лет Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов стр.68 |
4. « Изучение дорожных знаков» |
1 |
Познакомить детей с новыми дорожными знаками6 « Железнодорожный переезд», « Пункт медицинской помощи», « Телефон». Учить различать знаки, знакомить с назначением. |
Кн. « Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения Т.Ф. Саулина Стр.46 |
1.«Имя человека» |
1 |
Формирование представлений об имени как знаке сохранения существенного в объекте. Развитие диалектического мыслительного действия « объединение». |
«Ознакомление«« Развитие познавательных способностей дошкольников» 4-7 лет Е.Е. Крашенинников , О.Л. Холодова Стр 64 |
2. « Письмо к дракону» |
1 |
Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию. |
Кн. «Познавательно-исследовательская д-ть дошкольников 4-7 лет Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов стр.74 |
3.«Дорожные знаки –наши друзья!» |
1 |
Закреплять полученные знания детей. |
«Кн. « Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения Т.Ф. Саулина стр.49 |
4. « Незнайка и мороженное» |
1 |
Закрепление знаний детей о теплопередаче . И тепловых явлениях. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие к преобразованию. |
Кн. «Познавательно-исследовательская д-ть дошкольников 4-7 лет Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов стр.75 |
мониторинг |
1 |
мониторинг |
мониторинг |