Главное меню
Полезные ссылки
рабочая программа по математике для детей второго года обучения
1.Пояснительная записка
Формирование элементарных математических представлений (от 3 до 4 лет)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) для детей 2 года обучения. Программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Звёздочка» (далее – Программа).
В данной рабочей программе раскрывается содержание формирования элементарных математических представлений дошкольников 3-4 лет. Основная форма реализации данной программы – ОД один раз в неделю (15 минут) и в совместной деятельности.
Основные цели и задачи: Цель: формирование у детей 3-4 лет элементарных математических представлений. Задачи:
Количество.Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».
Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина.Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма.Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве.Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади (позади), справа - слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени.Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.
2. Планируемые результаты
- владеет методами сравнения равенства и неравенства по размеру и количеству путем практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется словосочетаниями «больше чем»; «короче, чем»; - имеет представления о пространственных и временных отношениях; - имеет возможность проявлять творческую инициативу, самостоятельность познания.
3. Тематическое планирование.
Nзанятия |
Тема, номер занятия |
Программное содержание |
Методическая литература |
|
Сентябрь |
||||
1 |
Занятие 1 |
Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и величины фигур. |
И.А.Пономарёва,стр.11 |
|
2 |
Занятие 2 |
Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький. |
И.А.Пономарёва,стр.12 |
|
3 |
Транспорт, тема 2 |
Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.) |
О.В.Дыбина, стр.20 |
|
4 |
Мебель, тема 3 |
Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели, группировать предметы по признакам |
О.В.Дыбина, стр.21 |
|
Октябрь |
||||
5 |
Занятие 1 |
Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало |
И.А.Пономарёва,стр.12 |
|
6 |
Занятие 2 |
Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов с выделением из нее одного предмета; учить понимать слова один, много, ни одного |
И.А.Пономарёва,стр.13 |
|
7 |
Занятие 3 |
Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путём. |
И.А.Пономарёва,стр.14 |
|
8 |
Занятие 4 |
Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначить совокупности словами один, много, ни одного. Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путём и сравнивать круги по величине: большой, маленький. |
И.А.Пономарёва,стр.15 |
|
9 |
Одежда, тема 4 |
Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина), группировать предметы по признакам |
О.В.Дыбина, стр.23 |
|
Ноябрь |
||||
10 |
Занятие 1 |
Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный- короткий, длиннее- короче. |
И.А.Пономарёва,стр.16 |
|
11 |
Занятие 2 |
Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. |
И.А.Пономарёва,стр.17 |
|
12 |
Занятие 3 |
Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Познакомить с квадратом, учить различать круг, квадрат. |
И.А.Пономарёва,стр.18 |
|
13 |
Занятие 4 |
Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Продолжать учить различать круг, квадрат. |
И.А.Пономарёва,стр.19 |
|
Декабрь |
||||
14 |
Занятие 2 |
Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный- короткий, длиннее- короче. |
И.А.Пономарёва,стр.20 |
|
15 |
Занятие 3 |
Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну. Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки |
И.А.Пономарёва,стр.21 |
|
16 |
Занятие 4 |
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активировать в речи выражения по много, поровну, столько-сколько. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный- короткий, длиннее- короче. |
И.А.Пономарёва,стр.22 |
|
17 |
Занятие 1 |
Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий- узкий, шире- уже. Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько-сколько. |
И.А.Пономарёва,стр.23 |
|
18 |
Занятие 2 |
Продолжать учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; определять результаты сравнения словами широкий- узкий, шире- уже. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по многу, поровну, столько-сколько. |
И.А.Пономарёва,стр.24 |
|
Январь |
||||
19 |
Занятие 3 |
Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по многу, поровну, столько-сколько. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, используя приемы наложения и приложения; определять результаты сравнения словами широкий- узкий, шире- уже. |
И.А.Пономарёва,стр.26 |
|
20 |
Занятие 4 |
Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по многу, поровну, столько- сколько. Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом. |
И.А.Пономарёва,стр.27 |
|
21 |
Занятие 4 |
Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по многу, поровну, столько- сколько. Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом. |
И.А.Пономарёва,стр.27 |
|
Февраль |
||||
22 |
Занятие 1 |
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по многу, поровну, столько- сколько. Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в определении пространственных направлений и обозначать их словами вверху- внизу, слева- справа. |
И.А.Пономарёва,стр.28 |
|
23 |
Занятие 2 |
Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий-низкий, выше-ниже. Упражнять в определении пространственных направлений от себя. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по многу, поровну, столько- сколько. |
И.А.Пономарёва,стр.29 |
|
24 |
Занятие 3 |
Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте (способом наложения и приложения), обозначать результаты сравнения словами высокий- низкий, выше- ниже. Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько- сколько. |
И.А.Пономарёва,стр.30 |
|
25 |
Занятие 4 |
Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше- меньше, столько- сколько. Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий- низкий, выше- ниже. |
И.А.Пономарёва,стр.31 |
|
Март |
||||
26 |
Занятие 1 |
Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше- меньше, столько- сколько, поровну. Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник. |
И.А.Пономарёва,стр.32 |
|
27 |
Занятие 2 |
Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями больше- меньше, столько- сколько, поровну. |
И.А.Пономарёва,стр.34 |
|
28 |
Занятие 3 |
Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами столько- сколько, больше- меньше. |
И.А.Пономарёва,стр.34 |
|
29 |
Занятие 4 |
Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формировать умение различать количество звуков на слух. |
И.А.Пономарёва,стр.35 |
|
Апрель |
||||
30 |
Занятие 1 |
Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и названия числа). |
И.А.Пономарёва,стр.37 |
|
31 |
Занятие 2 |
Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и названия числа). Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди- сзади, слева- справа. |
И.А.Пономарёва,стр.38 |
|
32 |
Занятие 3 |
Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много. Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди- сзади, слева- справа, вверху- внизу. |
И.А.Пономарёва,стр.39 |
|
33 |
Занятие 4 |
Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер. |
И.А.Пономарёва,стр.40 |
|
34 |
Занятие 4 |
Закреплять умение воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер. |
И.А.Пономарёва,стр.40 |
|
Май |
||||
35 |
Занятие 1 |
Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько- сколько, больше- меньше. Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д. |
И.А.Пономарёва,стр.41 |
|
36 |
Занятие 2 |
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. |
И.А.Пономарёва,стр.41 |
|
37 |
Занятие 3 |
Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы. |
И.А.Пономарёва,стр.42 |
|
38 |
Занятие 4 |
Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы. |
И.А.Пономарёва,стр.42 |
|
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Пономарёва И.А. "Формирование элементарных математических представлений.3-4 года. Младшая группа"– М.: Мозаика – Синтез, 2011, 64 с.
2. Дыбина, О. В. "ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. 3-4 года"– М.: Мозаика – Синтез, 2017,80 с.