Главное меню
Полезные ссылки
рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для детей второго года обучения
1. Пояснительная записка
Способствовать развитию у детей любознательности и познавательной мотивации, развитию воображения и творческой активности; развитию восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Учить детей обобщенным способам исследования объектов окружающей жизни с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий. Перцептивные действия - это различные способы использования сенсорных эталонов при восприятии окружающего мира: сравнение объекта с эталоном; сериация (упорядочивание) объектов по какому-либо признаку (цвет, форма, величина и др.); перцептивное моделирование — построение образа объекта с использованием сенсорных эталонов (например, окно можно рассматривать как объект,состоящий из прямоугольников).
Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта (тонет - не
тонет, бьется — не бьется и др.).
Учить детей использовать схемы и планы (построить конструкциюпо чертежу, найти игрушку по плану комнаты, выполнить последовательность действий по заданной схеме и др.). Учить детей совместно с взрослым рисовать простейшие схемы и планы.
Знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.
Расширять представления о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет - не тонет, рвется - не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда - одежда) хорошо знакомые предметы.
Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки).
Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).
Природное окружение. Развивать интерес детей к миру природы, к природным явлениям; поощрять любознательность и инициативу. Обращать внимание на красоту природы, учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире, делать простейшие обобщения (чтобы растение выросло, его нужно посадить; чтобы растение росло, его нужно поливать и т. п.).
Неживая природа. Учить детей определять состояние погоды (холодно, тепло, жарко, солнечно, облачно, идет дождь, дует ветер), учить одеваться по погоде. Помогать детям отмечать состояние погоды в календаре наблюдений. Знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы и т. п.).
Мир растений. Формировать элементарные представления о растениях, показать, что для роста растения нужны земля, вода и воздух. Учить различать и называть части растений: стебель, листья, цветок, семена, плоды.
Расширять представления о растениях, растущих в данной местности. Формировать умение различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи и фрукты (с учетом местных условий). Дать первичную классификацию растений: фрукты овощи, ягоды (лесные - садовые), цветы, кусты, деревья. Познакомить с некоторыми съедобными и несъедобными грибами.
Мир животных. Расширять представления детей о животном мире. Дать первичную классификацию животного мира: животные (дикие и домашние), птицы, рыбы, насекомые. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их передвижения и питания. Разговаривать с детьми о домашних питомцах: кошках, собаках, аквариумных рыбках и др., рассказывать о необходимости заботиться
о них. Дать первоначальные представления о диких животных. Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных (лиса - рыжая, у нее длинный, пушистый хвост и т. д.).
Познакомить с некоторыми насекомыми (муравей, бабочка, жук и пр.). Обсудить, почему одни из них могут летать, а другие нет (потому что у одних есть крылья, а у других нет).
Экологическое воспитание. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, учить правильно вести себя в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не беспокоить
животных, не засорять природу мусором и др.).
Социальное окружение. Расширять представления детей об известных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), об их трудовых действиях, инструментах, результатах труда. Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Рассказывать об особенностях работы водителя. Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
2. Планируемые результаты
- имеет представления о предметах ближайшего окружения, их функциональном назначении;
- группирует и классифицирует предметы, выделяя признаки предметов (цвет, форма, материал);
- называет названия растений, животных, особенности их внешнего вида, условий существования, поведения;
- способен устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы.
3. Тематическое планирование
Сентябрь |
||||
N занятия |
Тема |
Программное содержание |
Методическая литература |
|
1 |
Транспорт |
Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.) |
О.В.Дыбина, стр.19 |
|
2 |
Мебель |
Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели, группировать предметы по признакам |
О.В.Дыбина, стр.20 |
|
3 |
Папа-мама-я-семья |
Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени. |
О.В.Дыбина, стр.21 |
|
4 |
У медведя во бору, грибы, ягоды беру |
Закреплять знаниядетей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. |
О.А.Соломенникова, стр.30 |
|
Октябрь |
||||
5 |
Одежда |
Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам. |
О.В.Дыбина, стр.23 |
|
6 |
Чудесный мешочек |
Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы сделаны природой. |
О.В.Дыбина, стр.24 |
|
7 |
Кто в домике живет |
Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения. |
О.В.Дыбина, стр.25 |
|
8 |
Прохождение экологической тропы |
Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. |
О.А.Соломенникова, стр.33 |
|
Ноябрь |
||||
9 |
Помогите Незнайке |
Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. |
О.В.Дыбина, стр.26 |
|
10 |
Теремок |
Знакомить детей со свойствами дерева со структурой его поверхности. |
О.В.Дыбина, стр.27 |
|
11 |
Варвара-краса, длинная коса |
Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. |
О.В.Дыбина, стр. 28 |
|
12 |
Опиши предмет |
Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно- следственные связи между предметами. |
О.В.Дыбина, стр.50 |
|
13 |
Найди предметы рукотворного мира |
Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира. |
О.В.Дыбина, стр 29 |
|
Декабрь |
||||
14 |
Хорошо у нас в детском саду |
Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения. |
О.В.Дыбина, стр.30 |
|
15 |
Наш зайчонок заболел |
Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме. |
О.В.Дыбина, стр.32 |
|
16 |
Почему растаяла Снегурочка |
Расширять представления детей о свойствах воды, снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает, превращается в воду… |
О.А.Соломенникова, стр.44 |
|
17 |
Рассматривание кролика |
Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным. |
О.А.Соломенникова, стр.51 |
|
Январь |
||||
18 |
Деревянный брусочек |
Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева. |
О.В.Дыбина, стр.34 |
|
19 |
Приключение в комнате |
Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома. Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому. |
О.В.Дыбина, стр.34 |
|
20 |
Радио |
Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм, определять обобщающее слово для группы предметов. |
О.В.Дыбина, стр.36 |
|
Февраль |
||||
21 |
Смешной рисунок |
Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности. |
О.В.Дыбина, стр.37 |
|
22 |
Мой родной город |
Учить называть родной поселок. Дать элементарные представления о родном поселке. Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному поселку. |
О.В.Дыбина, стр.38 |
|
23 |
Вот, так мама, золотая прямо |
Продолжать знакомить детей с трудом мам, бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать и них. |
О.В.Дыбина, стр.39 |
|
24 |
Золотая мама |
Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности. Расширять представления о предметах одежды. |
О.В.Дыбина, стр.40 |
|
Март |
||||
25 |
Как мы с Фунтиком возили песок |
Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей- он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе. |
О.В.Дыбина, стр.41 |
|
26 |
Что мы делаем в ДС |
Продолжать знакомить детей с трудом работников ДУ- воспитателей, учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду. |
О.В.Дыбина, стр.42 |
|
27 |
Мир комнатных растений |
Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. |
О.А.Соломенникова, стр.55 |
|
28 |
Тарелочка из глины |
Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности. |
О.В.Дыбина, стр.44 |
|
Апрель |
||||
29 |
Няня моет посуду |
Продолжать знакомить детей с трудом работников ДУ- мл. воспитателей; учить называть их по имени, отчеству , обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к мл. воспитателю, к его труду. |
О.В.Дыбина, стр.45 |
|
30 |
Что лучше, бумага или ткань |
Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предмета. |
О.В.Дыбина, стр.46 |
|
31 |
Экологическая тропа весной |
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. |
О.А.Соломенникова, стр.64 |
|
32 |
Подарки для медвежонка |
Закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей различать материалы, производить с ними разнообразные действия. |
О.В.Дыбина, стр.48 |
|
Май |
||||
33 |
Подарок для крокодила Гены |
Познакомить детей с трудом повара, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. |
О.В.Дыбина, стр.49 |
|
34 |
Знакомство с декоративными птицами |
Дать детям представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц |
О.А.Соломенникова, стр.36 |
|
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Дыбина, О. В. "ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. 3-4 года"– М.: Мозаика – Синтез, 2017,80 с.
2. Соломенникова, О.А. "ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. 3-4 г. Младшая группа"– М.: Мозаика – Синтез, 2017,64 с.